Что такое практика?
ppetrovichh — 10.03.2023 Ответы на этот вопрос, известное дело, находятся в ведении философов. Вопрос в работе.27-летний Маркс набросал в 1845 году некие тезисы - видимо, сугубо для своих нужд... И не публиковал их совсем.
Но его ближайший друг и помощник, Ф.Энгельс, взял и опубликовал эти личные заметки своего друга, - в 1888 году. (Маркс умер в 1883). А последний тезис был даже увековечен в качестве эпитафии на памятнике Марксу, - но позднее.
(Это такое чисто практическое вступление к вопросу "о практике")
Из записной книжки молодого Маркса: https://fil.wikireading.ru/30261
1
Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самоё человеческую деятельность он берёт не как предметную деятельность. Поэтому в «Сущности христианства» он рассматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берётся и фиксируется только в грязно-торгашеской форме её проявления. Он не понимает поэтому значения «революционной», «практически-критической» деятельности.
2
Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.
Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос.
3
Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и изменённого воспитания, — это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна).
Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика.
4
Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остаётся ещё не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы. Следовательно, последняя, во-первых, сама должна быть понята в своём противоречии, а затем практически революционизирована путём устранения этого противоречия. Следовательно, после того как, например, в земной семье найдена разгадка тайны святого семейства, земная семья должна сама быть подвергнута теоретической критике и практически революционно преобразована.
5
Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию; но он рассматривает чувственность не как практическую, человечески-чувственную деятельность.
6
Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.
Фейербах, который не занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому вынужденным:
1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство [Gemut] обособленно и предположить абстрактного — изолированного — человеческого индивида;
2) поэтому у него человеческая сущность может рассматриваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами.
7
Поэтому Фейербах не видит, что «религиозное чувство» само есть общественный продукт и что абстрактный индивид, подвергаемый им анализу, в действительности принадлежит к определённой общественной форме.
8
Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят своё рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики.
9
Самое большее, чего достигает созерцательный материализм, т. е. материализм, который понимает чувственность не как практическую деятельность, это — созерцание им отдельных индивидов в «гражданском обществе».
10
Точка зрения старого материализма есть «гражданское» общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество.
11
Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.
Написано К. Марксом весной 1845 г.
Впервые опубликовано Ф. Энгельсом в 1888 г. в приложении к отдельному изданию его работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»
Печатается по тексту издания 1888 г., сверенному с рукописью К. Маркса
Перевод с немецкого
11
Die Philosophen haben die Welt nur verschieden interpretirt, es kommt darauf an sie zu verandern.
Одиннадцатый тезис о Фейербахе из записной книжки К. Маркса
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Другой философ, уже основываясь на тезисах Маркса, написал в 1908 году некую работу, где пояснял про практику довольно пространно, и этим воспользовался третий философ, критически подошедший к своеобразным измышлениям оппонента, - и несколько саркастически написавший (уже в 1910 году) вот как:
- "Когда Маркс говорит, что критерий истины есть практика, то он выражает этим, прежде всего, именно точку зрения относительности истины. С изменением содержания практики людей изменяется и их истина. То, что было истиною в пределах практики более узкой, перестает быть ею в практике более широкой, А для В.Ильина «критерий практики», это нечто вроде такого экзамена, после которого истине выдается окончательный аттестат: выдержала несколько веков, была безвредна — отлично, истина признается «объективной», вечной и т.д.; не выдержала — заблуждение, и тоже объективное, вечное и пр."
--------------------------------------------------------------------------------------------------
В нашей современности философы по-прежнему не оставляют своих тревог относительно соотношения истины и практики.
Вот что пишут про марксистские принципы в наше время:
- ... марксистский принцип, согласно которому практика (т. е. не-мысль) является критерием истины (т. е. мысли).
(Практика - это "не-мысль"?! пожалуй, это довольно свежо)
Но хорошо уже то, что в наши дни философы полны здорового оптимизма, - они уповают на "уверенность в самодостоверности личного самосознания", и надеются, что дальнейшие проработки не прекратятся:
- Не ставя перед собой задачу рассматривать подробно все размышления Вл.С. Соловьева, связанные с вопросом, что такое мыслящий субъект в формуле Р. Декарта Cogito ergo sum, укажем, что этот вопрос требует прояснения.
В противном случае мы лишены уверенности в самодостоверности личного самосознания, в котором В.И. Несмелов видел последнее основание достоверности знания об объективном бытии.
Можно констатировать, что предложенное В.И. Несмеловым решение вопроса о гносеологическом значении Декартова принципа cogito в обосновании истинности нашего знания о существовании объективного мира требует дальнейших проработок.
Википедия подходит к этому вопросу как-то не-научно, - видимо, без должных консультаций у философов:
- Практика (от др.-греч. πράξις — деятельность) — разумная человеческая деятельность, основанная на сознательном целеполагании и направленная на преобразование действительности (в том числе и самого́ человека)
Или ещё тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Праксис
----------------------------------------------------------------------------------------
Кстати, о "самодостоверности". Помнится, "другой философ" (из Приступа второго) писал в марте 1913 года вот как:
- Учение Маркса всесильно, потому что оно верно.
В связи с этим у меня возникают вопросы к философам из Приступа третьего. Потому что они вертят вопрос то так, то эдак.
|
</> |