Про сорок дней поста

Но есть у них и особые тонкости в понимании этого момента.
Сорокадневный пост
Рав Хаим Виталь в Шаар Руах а-Кодеш пишет, что древний обычай Израиля - поститься в дни Шовавим*. Из многих источников видно, что благочестивые евреи постились сорок дней (исключая пятницу*** и шабат); период раскаяния и работы над собой захватывал еще две недельные главы Трума и Тецавэ. Но поступали они так только в високосный год с тринадцатью месяцами**. Сегодня дни Шовавим* принято соблюдать ежегодно (в високосный год удлинняя этот период на две недели), однако, согласно обычаю многих, поститься для исправления особенно важно в четверг*** каждой из шести (в високосном году - из восьми) недель, а также в понедельник***. Собственно говоря, это и есть основная сгула этих дней.
Как можно поститься целых 40 дней? Речь идет о том, что соблюдали сорок однодневных постов: от утренней зари до выхода звезд. Период Шовавим* в високосный год составляет 8 недель или 56 дней. Вычитаем 8 пятниц и 8 шабатов. Остается 40 дней, в течение которых праведные воздерживались от еды и питья в светлое время суток и ели только в темное время суток.
Согласно Аризалю, дни Шовавим* эквивалентны по своему духовному уровню Десяти дням раскаяния. Однако из-за того, что они выпадают на зимний период с коротким световым днем, эти дни легки для поста и человек с большей вероятностью решит приступить к тшуве именно в дни Шовавим*.
----------------------------------------------------------------------------------------
* Особый период в еврейском календаре, называемый «дни Шовавим» - это аббревиатура названий шести недельных глав, идущих друг за другом: Шмот, Вайера, Бо, Бешалах, Итро и Мишпатим (שובבי''ם)
** Високосные годы в еврейском календаре отсчитываются по особым правилам, не совпадающими с правилами в календарях европейских:
- Когда существовал Храм, то решение, какой год будет високосным, принималось каждый раз в индивидуальном порядке. Несколько мудрецов Сангедрина – Высшего еврейского суда – собирались вместе на закрытое заседание и, произведя необходимые расчеты, решали, будет ли данный год високосным или нет. Когда же стало ясно, что вскоре Сангедрин будет распущен, Гилель Второй, последний глава суда, составил календарь и разбил все последующие годы на 19-летние циклы. Он постановил, что каждый 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й годы цикла будут високосными.
*** В еврейской неделе нет европейских названий дней недели. Они просто отсчитываются "по направлению к шабату". Наше воскресенье - 1-ый день, понедельник - 2-ой, вторник - 3-ий, среда - 4-ый, четверг - 5-ый, пятница - 6-ой день. Шабат - день отдохновения: https://toldot.com/shabbat.html
----------------------------------------------------------------------------------------
(по материалам : https://news.jeps.ru/proiudaizm/period-shovavim-v-evrejskoj-tradiczii-kolonka-r.-aleksandra-czvi-syipkova.html),
и https://news.jeps.ru/proiudaizm/visokosnyij-god-v-evrejskoj-tradiczii-anat-brusilovski.html )
Более развёрнутое описание правил поста в иудаизме приводится на странице очень хорошего ортодоксального сайта: https://toldot.com/post.html
----------------------------------------------------------------------------------------
Однако следует всё же при этом отметить, что указанные выше правила поста (для иудеев), по всей видимости, были приняты (выработаны) не сразу же, т.е. вовсе не тотчас после Исхода.
Известно из Торы, что Моше (Моисей) дважды постился по сорок дней (и ночей!) на горе Синай, где у него наверняка не было возможности делать себе некоторые "ночные послабления", - т.е. у него был пост именно сорок суток, сорок дней и ночей, а не "отсчитанных по особым правилам дней".
Про пятницы и субботы, соблюдавшиеся Моисеем на горе Синай, тоже ничего не упомянуто в Торе (24 глава недельного раздела Мишпатим ):
- и покрывало его (Моше, или: ее, гору) облако шесть дней. в облако и взошел на гору, и пребывал Моше на горе сорок дней и сорок ночей. -
Поэтому вряд ли можно было бы назвать каким-либо кощунством (или посягновением на священные понятия иудаизма) такое моё недалёкое предположение:
- облако, накрывшеее Моисея на горе Синай, не делало перерывы на пятницы и субботы.
Почему? ведь Вс-вышний всемогущ, и Он вполне мог бы сделать и такие небольшие - но значительные! - исключения, для Моисея и всего его народа.
А вот почему, на мой недалёкий взгляд:
- Иначе это исключение было бы сразу же зафиксировано в Торе совершенно точным и определённым образом!
- примерно так же, как это совершенно точно произведено было с теми чудесами, что происходили в Египте.
Или как получилось при первой победе Аврама, - с тем самым, памятным, выходом царя Мелхиседека навстречу будущему прародителю (и не только еврейского народа!) Аврааму, который на тот момент был ещё просто Аврам, и вызволял своего племянника Лота из плена в Сдоме, и возвращался с полной своей победой над неприятелями из того Сдома.
Ведь иудаизм - это не религия, в европейском понимании термина. Иудаизм - это совершенно точное Знание. Об этом поясняется на другой странице вышеупомянутого, но очень хорошего ортодоксального сайта, - вот на этой: https://toldot.com/iudaizm.html
- Называть иудаизм религией не совсем корректно, поскольку основу иудаизма составляет знание, а не вера. С точки зрения иудаизма, вера начинается там, где заканчивается знание. То, что Б-г обрушил на Египет 10 казней, вывел оттуда евреев, открылся им горе Синай и даровал Тору, для евреев не является вопросом веры — это знание, поскольку весь народ видел происходившие чудеса и свидетельствовал о них.
|
</> |