Что такое научная фантастика?
blau_kraehe — 11.08.2018Варианты ответа на этот вопрос:
- Литература.
- Развлекательный жанр массовой литературы/кинематографа
- Популяризация науки.
И все эти варианты - мимо. Потому что НФ - это не литература,
конечно, в том смысле, в каком литературой являются произведения
Чехова и Набокова. Стиль и язык, литературные средства в НФ -
вспомогательны.
При этом, разумеется, есть отдельные авторы НФ, в отношении которых
можно сказать - да, это прежде всего литература. Например, это
Шефнер. НФ-содержание здесь вторично, здесь важно именно - как
написано. Собственно, то же можно сказать о "Собачьем сердце" и
"Роковых яйцах".
Может быть, НФ - просто этакий "жанр для развлечения", вот есть
Серьезная Литература, а есть развлекательный жанр НФ? Наряду с
детективчиками и любовными романами. Это идея, которая, собственно,
преобладает в редакторском мнении, и которая заставляет
талантливейших авторов НФ (вроде Пелевина) любой ценой стараться
попасть в "мейнстрим". Кто же хочет быть "производителем
развлекательного туалетного чтива"?
Но и это - совершенно мимо. Да, безусловно, есть НФ,
предназначенная исключительно для развлечения/чтения в туалете, так
же, как есть и "мейнстрим" , предназначенный для того же. Однако
то, что остается хотя бы на десятилетия, никак нельзя отнести к
"несерьезному массовому чтиву". Простите меня! "Марсианские
хроники" Брэдбери, "Конец детства" Кларка или Азимовское Основание
- это "развлекательный массовый жанр для тупых", а например,
"Дьявол носит Прада" - Настоящая Литература? Кто это решил и на
каком основании? Только на том, что действие последнего происходит
сегодня, а не в гипотетическом будущем?
И уж конечно, НФ не является облегченным вариантом науч-попа.
И опять же, есть целая ветвь НФ, как можно догадаться, это хард
сайенс-фикшен, которая в принципе приближена к этому определению.
Ну это как в ближайшем будущем какие-нибудь космонавты летят,
например, в систему Сатурна, и по пути очень подробно освещается,
как устроен корабль, где какая загогулина, где какая кнопочка, как
они выходят в открытый космос, как открывается люк и заворачиваются
вентили, ну потом какие-нибудь зубодробительные приключения и хэппи
энд.
Или то же самое происходит на орбите, Луне или Марсе. Это даже не
науч-, а технопопулярная литература. В принципе, вот Жюль Верн как
классик НФ, считал необходимым вставлять через страницу длинные и
подробные описания как научных, так и технических моментов, но тем
не менее, умудрялся оставаться интересным. У современных авторов
харда такое как правило не получается, поэтому интересны они больше
инженерам и людям приближенных к этому специальностей, которые
узнают в книге что-то знакомое, и им, видимо, прикольно.
Но это лишь небольшая часть НФ. Большая же часть книг/фильмов этого
жанра вообще не популяризирует науку. Она совсем о другом.
"Научной" фантастика называется в принципе не из-за своей связи с
наукой. И даже не потому, что миры и сеттинги в НФ "научны".
Гипотеза параллельных миров, связанная с квантовой теорией - это
скорее уж бред, насколько я понимаю, паранаучные фантазии, но
писатели юзают ее весьма активно.
В любом случае речь идет не о современном состоянии науки. А
например, предполагается, что "когда-нибудь" наука дойдет до такого
состояния, что откроет телепортацию, какие-нибудь "дыры в
пространстве", параллельные миры и так далее. Дойдет ли наука до
этого и возможно ли это (например, те же путешествия во времени)
даже в принципе - никому не известно.
"Научной" она называется исключительно потому, что построена в
рамках материалистического, научного мировоззрения. В сеттинг не
вводится ничего сверхъестественного, ничего, что не было бы
доступно человеческому пониманию и изучению. Даже марсиане Брэдбери
хоть и выглядят полумистическими существами, все же вполне
нормальные инопланетяне со своими инопланетными свойствами. Герои
НФ могут при этом верить в Бога или что угодно - никто не мешает,
но верят они так же, как обитатели нашего мира: это вера, а не
знание. Но если ввести Бога в сеттинг как действующее лицо, как
явственно существующую силу (а равно ангелов, чертей и прочих
волшебных существ) - это уже не будет НФ. Это будет фэнтези.
В Стар Треке или Стар Гейте можно увидеть любые проявления магии и
волшебства - от всезнания, бессмертия и существования в виде
энергетического сгустка до окончательно всемогущих Q. Но все это
получает "научное" объяснение, и герои не впадают ни в какой
религиозный экстаз, а рассматривают сверхъестественные явления как
нечто, что нужно изучать и использовать.
Так что же такое НФ, если это не литература, не "популяризация
науки" и даже не развлекаловка?
На мой взгляд НФ - это то, что заменило нам философию.
Не вопрос, философия продолжает существовать и дальше. Наверное,
она кому-то для чего-то нужна, эта абсолютно оторванная от
действительности область высокой абстракции и недоступных
обыденному пониманию семантических конструкций. Пусть будет.
Но философия явно перестала быть чем-то живым, важным для
большинства людей, она перестала объяснять мир. Она была
увлекательной во времена Сократа и Платона - вот тогда да, тогда
люди, получившие доступ к образованию, вовсю дискутировали, пытаясь
добраться до истины - что такое наш мир? Откуда мы появились и куда
идем? Какое общественное устройство является идеальным? Диалоги
Платона - это ведь просто разговоры с какими-то, самыми разными
людьми, это не дискуссии высокоученых мужей в закрытых институтских
залах, понятные лишь десяткам людей на планете. Эти диалоги
увлекательны - собственно, они напоминают современные
интернет-дискуссии (скорее не современные, а те, что можно было
наблюдать в начале века - тогда в них участвовали действительно
умные люди).
Философия - это то, что определяет человека, человек - животное,
которое рефлексирует себя, осмысливает себя и окружающий мир.
Философия - это такое вот общественное осмысление мира, попытка
понять этот мир и самих себя. Без философии люди вообще не являются
людьми. В то же время, подлинно человеком является тот, кто
старается осмыслять бытие так, как будто он несет ответственность
за все человечество.
Философия при этом обязана опираться на реальность. Философ должен
знать и понимать реальность как можно лучше. Что можно осмыслить и
понять, если не знать фактов, не знать многих сторон реальной
жизни? Собственно, это основная причина ошибок - мы физически не
можем знать о реальности достаточно много.
Так вот, на мой взгляд, НФ - это "народная философия". Это одна из
опций философии. Она позволяет несколько больше. чем обычный
философский текст: она делает возможным построение моделей. Моделей
мира, человека, и прежде всего, моделей общества.
Для создания такой модели обязательно нужен художественный текст.
Есть и вещи публицистического жанра, где авторы пытаются создавать
модели (например, "Глобальный человейник" Зиновьева), но гораздо
проще создать модель в художественном тексте. Здесь можно показать
все - от мотивации правителя до судьбы простого человека, от
воспитания детей на примере героя до вариантов развития
человечества.
Собственно говоря, раньше такие модели были как раз предметом
философских текстов - "Государство" Платона, "Утопия" Мора и так
далее, и тому подобное.
Но в ХХ веке писатели "изобрели" возможность моделировать с помощью
художественной литературы.
Очень часто это модель небольшая, рассматривающая локальные
философские вопросы. Что будет, если человек обретет бессмертие?
Что произойдет, если отправиться в прошлое и убить там бабочку?
(здесь открывается интереснейшая картина мировых взаимосвязей)
Иногда это чисто этические вопросы, НФ позволяет ставить острейшие
этические эксперименты: нашли гипотетический инопланетный корабль,
где были списки всех землян с датами их рождения... и смерти. Таким
образом, каждый землянин получил возможность узнать дату своей
смерти. Как будут жить с этим знанием люди? - думаю, многие узнали
знаменитый роман Ольги Ларионовой.
Но часто это модель, которая рассматривает общество и варианты его
развития. На мой взгляд, самый интересный вид фантастики.
Собственно, и хорошая фэнтези тут к фантастике примыкает, но ее
возможности несколько ограничены - автор вынужден задавать
"волшебные" рамки. Для "Гарри Поттера" этого достаточно, например,
ведь автор всего лишь хотела рассмотреть некоторые этические
аспекты на "волшебном" материале. Как это ни странно, возможности
НФ шире - она не ограничивает полет фантазии определенными видами
волшебных существ и магии, все это может "где-то" существовать, но
не обязательно. Модели, которые можно строить в НФ - практически
безграничны.
Разумеется, философствование, глубокое или примитивное, возможно и
без фантастики, и происходит и без нее. Как и без "профессиональных
философов", живущих в своем отдельном мире. В конце концов, что
такое наши блоги, как не попытки философствовать на разные темы?
Можно смеяться над этими попытками - но предложите же что-нибудь
другое, профессионалы! Вот ведь был же такой профессиональный
философ, Карл Маркс его звали, который взялся не только объяснить,
но даже переделать мир с помощью своей философии - и черт возьми,
ведь и переделал! Ах, вы ничего такого предложить не можете? Потому
что ваши философствования далеки от реальной жизни, да и не знаете
вы ее, и знать не хотите? В таком случае не мешайте осмыслять мир
простым людям - программистам, учителям, врачам, рабочим.
Не мешайте им писать книги и создавать логичные модели мира и
человека.
Итак, научная фантастика - это по сути своей философская
литература, один из современных видов философии, позволяющий
создавать непротиворечивые модели мира и общества, с целью
осмысления и понимания последних.
И собственно, этим она и интересна.
|
</> |