Что такое диалектика?

топ 100 блогов civil-disput11.12.2016 альтернатива

После философов, живших 2500 и более лет назад, люди почти ничего не узнали нового о том, как возможное лишь в их мышлении становится действительным опытом чувств. Исходя из своего преподавательского и публицистического опыта я могу смело утверждать, что наши современники, постоянно упрекающие друг друга в незнании, например, законов диалектики, в большинстве случаев и сами не имеют ни малейшего представления о том, что это такое – диалектика.

Прочитав короткий текст, данный ниже, вы получите общее представление о диалектике, о пифагорейском учении, о методе Гераклита, и о методе моей философской школы.

О содержании диалектического учения и о других древних учениях мы можем судить по книге Прокла «Комментарий к Пармениду Платона», написанной в Византии, в V в. н. э. Достать эту книгу сейчас непросто, а читать тяжело и долго. По объему это как «Капитал» Маркса.

Но у Прокла мы можем найти самое ясное описание диалектического метода, которое я и предлагаю вашему вниманию.

Парменид советует: сказав, существует ли предмет или не существует, необходимо затем, выдвинув тот тезис, что он существует, изучить:
1. Какие следствия вытекают при таком допущении для самого предмета,
2. А какие в отношении него отвергаются,
3. А также какие одновременно принимаются и отрицаются.

Действительно, одни свойства никак не могут быть присущи тому или иному предмету, другими он с необходимостью обладает, третьи же у него могут как иметься, так и отсутствовать.

На следующем шаге необходимо разделить каждый из трех рассмотренных подходов на четыре части.

Ибо требуется выяснить: в то время как сделано допущение о том, что рассматриваемый предмет существует, какие следствия проистекают
1. Для самого предмета в отношении его самого,
2. И для него по отношению к другому.
3. А также для другого в отношении него самого
4. И для него по отношению к другому.

Какие следствия отвергаются
1. Для самого предмета в отношении его самого,
2. И для него по отношению к другому.
3. А также для другого в отношении него самого
4. И для него по отношению к другому.

Какие следствия одновременно признаются и отрицаются
1. Для самого предмета в отношении его самого,
2. И для него по отношению к другому.
3. А также для другого в отношении него самого
4. И для него по отношению к другому.

Таким образом, исследование нужно проводить двенадцатью способами и, кроме того, тем же числом других, в основу которых положено предположение о небытии предмета.

Значит, сперва из одной гипотезы получаются две, потом в рамках каждой из этих двух появляются три других, а затем всякая из трех последних делится на четыре.

Стало быть, обеим первоначальным гипотезам соответствуют по двенадцать общих логических выводов.

Производя описанное деление, мы должны переходить от одного названного числа к другому, а это диада, триада, тетрада и дуодецима, до тех пор, пока не достигнем самого беспредпосылочного начала, предшествующего любой гипотезе.

Беспредпосылочное начало предмета есть признак, без которого невозможен данный предмет, его суть, взятая сама по себе, без случайных, необязательных признаков.

Нахождение этого признака абсолютно необходимо для построения научного определения предмета, из которого затем строится теория данного предмета.

Нахождение беспредпосылочного признака соответствует у Аристотеля ответу на вопрос то, что, который облегчает нахождение ответов и на другие три вопроса определения:

То, что. Суть бытия вещи, ее действительность (у Аристотеля – форма)
То, из чего. Предпосылка вещи (субстрат)
То, откуда. Возникновение
То, ради чего. Цель

В «Пармениде» сказано о диалектике как об одном из трех методов исследования действительных предметов или таких предметов, которые можно видеть лишь при помощи ума: идеи, логические связи, понятия. Идеализм, разумеется, приписывает качество реальности именно действительным предметам. Это понятие широко использовалось неоплатониками Византии и нашим проводником в этом обзоре – Проклом.

Диалектика или нахождение беспредпосылочного начала составляет отличительную особенность школы элеатов Парменида и Зенона, точно так же как другой метод (а именно – исследование при помощи математических понятий, ныне отдельная наука математика) называют специфической особенностью школы Пифагора и третий – философии Гераклита (и это восхождение к знанию при помощи имен).

Восхождение к знанию при помощи имен, это тайное учение Гераклита, ставшее отличительной особенностью и собственно платонической школы, но никогда не излагавшееся Платоном в диалогах. Записи его лекций на эту интригующую тему учениками либо не велись, либо утрачены. Хайдеггер назвал платоническое учение о логосе «несказанным в сказанном».

Согласно моей собственной реконструкции, учение Гераклита включало следующие виды исследований:
1. Сопоставление умопостигаемых и чувственно данных аспектов сущих предметов. См. мою лекцию 7. «Обнаружение социальных объектов». Диалог «Государство» можно считать самым масштабным упражнением в таком исследовании.
2. Исследование истории понятий. См. мою лекцию 5. «На пути к философскому мышлению. От мойр к логосу».
Мой метод психоистории добавляет к перечисленному:
3. Исследование понятийных характеристик носителей различных психических функций.
4. Статистические измерения общественной понятийной/социотипической ситуации. В моей практике четвертый «гераклитовский» вид исследования действительных предметов показывал очень хорошие результаты.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В воскресенье ближе к вечеру неожиданно вышло солнце. Нельзя было упускать. Рванули на Русановский канал. Пофотали и кофе выпили. Кофе в этот раз не фотал :) ...
Сегодня я любуюсь картинами китайского художника Hong Leung... Удивительные картины...цвет...свет... и ощущение пространства... ...
модератор Б УРАТИНО Организатору клуба "Не Нравится" Буратино все чаще и чаще не нравятся чужие детишки http://clubs.ya.ru/461168 6018427417909/replies.xml ?item_no=13059 http://clubs.ya.ru/461168 6018427417909/replies.xml ?item_no=12930 , и то, как  так родители их воспитывают, и то, какие моменты ...
Ингредиенты для рецепта 680 г пшеничной хлебной муки 14 г соли 7 г сухих дрожжей 450 миллилитров теплой воды   Способ приготовления рецепта Муку просейте в глубокую миску. Добавьте соль и сухие дрожжи. Все тщательно ...
"Стальной занавес из санкций, оперативно воздвигнутый вокруг нас сразу после 24.02, даёт повод говорить — ну всё, теперь как Иран или Северная Корея, живите на обочине современности. А ведь были частью глобального мира, и электрочайник Тефаль, не говоря уже о смартфоне, в режиме 24/7 ...