Недостатки актера
pavelrudnev — 21.07.2023Примечательная запись Немировича-Данченко в дневнике 1907 года. Константин Сергеевич под давлением Владимира Ивановича репетирует «Жизнь Человека» Леонида Андреева, пьесу не любит, загнан в угол. В кризисный момент зовет Немировича, тот репетирует, выводит спектакль из кризиса. Владимир Иванович записывает : «Никак не могу согласиться с приемом К.С. режиссировать, идя не от пьесы, а от недостатков актера».
Ключевая запись! Ключевое различие между двумя гениями. То самое, что создает энергию сдерживающих противовесов в раннем МХТ.
Тут дискуссия на тему, что является предметом режиссуры. Обслуживание интересов автора или же попытка справиться с тем, что есть в наличии, искусство преобразовать недостатки в достоинства? Режиссура идеалистична или прагматична?
Немирович защищает текстоцентричный театр: во главе угла - текст и защита интересов автора. Идеализм, утопия, театральный ригоризм.
Станиславский - прагматик. Он умеет вписать спектакль и текст в предлагаемые обстоятельства театра, времени, состояния труппы, тех ресурсов, которые он имеет в данную секунду. Константин Сергеевич - защитник театроцентричного театра.
Нет хорошей пьесы (артистов, художников, света, сцены) в данную секунду? Хорошо. Но это не значит, что нельзя сделать хороший спектакль. Если учитывать «недостатки актера» и закрывать их режиссурой, они превратятся в достоинства. «Я его слепила из того, что было. А потом, что было, то и полюбила».
Я думаю, что дух театра - в умелом синтезе эту двух, казалось бы, разведенных по разные стороны позиций.