Что Путин сказал на "Валдае", если не придираться к словам и выражениям?


У Путин очень своеобразный дискурс.
Во-первых, обычно это понятийная и теоретическая каша.
Во-вторых, это, как правило, весьма консервативная и плохо сваренная каша.
То есть в ней используются совершенно неудобоваримые для современного образованного горожанина, отталкивающие своей архаичностью и каким-то кондовым духом элементы.
При этом в своей речи на "Валдае" Путин не сказал ничего дурного.
Даже, напротив, был необычайно либерален и прогрессивен в своих высказываниях.
Вот, например, отдельные пассажи:
"Мы ушли от советской идеологии, вернуть её невозможно. Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, похоже, так же далеки от реальности, как и сторонники западного ультралиберализма".
"Нам всем: и так называемым неославянофилам, и неозападникам, государственникам и так называемым либералам – всему обществу предстоит совместно работать над формированием общих целей развития. Нужно избавиться от привычки слышать только идейных единомышленников, с порога, со злобой, а то и с ненавистью отвергая любую другую точку зрения".
"А это значит, что либералы должны научиться разговаривать с представителями левых взглядов и, наоборот, националисты должны вспомнить, что Россия формировалась именно как многонациональное и многоконфессиональное государство с первых своих шагов, и что, ставя под вопрос нашу многонациональность, начиная эксплуатировать тему русского, татарского, кавказского, сибирского и какого угодно ещё любого другого национализма и сепаратизма, мы …начинаем уничтожать сами себя".
"При всей разнице наших взглядов дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех её участников. Патриотизма, конечно, в самом чистом значении этого слова. Слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России".
"Нужно уважать право любого меньшинства на отличие, но и право большинства не должно быть поставлено под сомнение".
"Одновременно мы видим попытки тем или иным способом реанимировать однополярную унифицированную модель мира, размыть институт международного права и национального суверенитета".
"Главная задача государства, закреплённая в Конституции, – обеспечение равных прав для представителей традиционных религий и атеистов, права на свободу совести для всех граждан страны".
"…идентификация исключительно через этнос, религию в крупнейшем государстве с полиэтническим составом населения, безусловно, невозможна. Формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями – необходимое условие сохранения единства страны".
"Мы также понимаем, что идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. Такая конструкция неустойчива и очень уязвима, мы знаем это по собственному опыту, она не имеет будущего в современном мире".
"Граждане России должны ощутить себя ответственными хозяевами своей страны, своего края, своей малой родины, своего имущества, собственности и своей жизни".
"Гражданин тот, кто способен самостоятельно управляться с собственными делами, свободно сотрудничая с равными себе. А лучшая школа гражданственности – это местное самоуправление и самодеятельные организации граждан".
"Государство готово и будет доверять самодеятельным и самоуправляющимся структурам, но мы должны знать, кому мы доверяем. И это абсолютно нормальная мировая практика, именно поэтому мы приняли новое законодательство, повышающее прозрачность деятельности неправительственных организаций".
"К сожалению, в истории нашей страны ценность отдельной человеческой жизни часто была невелика. Слишком часто люди оставались лишь средством, а не целью и миссией развития. У нас больше нет не только права, но и возможности бросать в топку развития миллионы людей. Нужно беречь каждого".
"Именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие, будут главной силой России этого и последующего веков".
Что же сообщил нам Путин, если отвлечься от формы и сосредоточиться на сути высказываний?
1. Люди живут в государствах.
2. Успехи народов - экономический рост, благосостояние, межгосударственное влияние - зависят оттого, есть ли у людей общие цели, взаимная ответственность, признание общей исторической судьбы.
3. Россия пережила две государственные катастрофы, и третьей допустить нельзя.
4. России нужна общая ценностная база, все споры и разногласия не должны ставить под сомнения эту гражданскую идентичность россиян, необходимо единство в многообразии - идеологическом, религиозном, этническом.
5. Государства находятся на разных этапах своего развития и сталкиваются с разными проблемами. Одна единственная модель для всех случаев не годится. Навязывать современную западную модель в одночасье всему миру нельзя.
6. Некоторые западные общественные практики - мультикультурализм, ультралиберализм - проблематичны, и у разных государств должно быть право действовать сообразно своему опыту, своим традициям и с учетом текущих внутригосударственных задач.
7. Государство должно беречь людей и создавать условия для их жизни, развития и самостоятельности.
8. Государства имеют разные интересы, и эти интересы должны учитываться в межгосударственных отношениях. Межгосударственные конструкции без России и без учета интересов всех государств обречены на недолговечность и способны только провоцировать новые конфликты.
9. Россия не хочет растворится в Западном мире и будет выстраивать собственный, евразийский, интегрируясь с соседями в ЕврАзЭС.
Это довольно целостный взгляд. Некоторые положения его бесспорны для всех граждан, которые живут, и собираются дальше жить в России.
Некоторые могут рассматриваться как кредо именно путинского, консервативно-либерального политического направления.
Если бы все эти мысли изложить нормальным, современных, ясным и простым языком, речь Путина много выиграла бы.
Но даже наукообразным языком суконного официоза ничего ужасного, глупого или вредного Путин не сказал точно!
Более того, он был как никогда плюралистичен - идейно и политически.
Если все это не пустая риторика, если это новая основа гражданского взаимодействия, то ничего лучшего Путин сказать не мог.
Посмотрим, что будет в реальности - с оппозицией, с политическими и гражданскими свободами, с условиями для проявления народной инициативе в экономике, политике и самоуправлении.

|
</> |