рейтинг блогов

Что происходит с росийскими интернет-стартапами

топ 100 блогов alexanderyork23.09.2010 Что происходит с росийскими интернет-стартапами

Стартап в рунете больше, чем стартап. В то время, как молодые люди создают IT-компании, если не в гаражах, то на первых этажах хрущевок, встречаются с бизнес-партнерами в кафе и литрами пьют кофе, индустрия стартапов в России начинает постепенно догонять запад. Что такое интернет-стартап, какие они бывают, что происходит с ними в масштабе страны, и как правильно его построить, я попытался разобраться в этой небольшой статье. Кто знает, может быть через много лет наши интернет-проекты будут известны также, как русская литература XIX века, а Марк Цукерберг и Павел Дуров будут обсуждать на саммите большой Восьмерки глобальные проблемы человечества, такие как спам в социальных сетях, или глюки мобильной версии Facebook в iPhone 12 поколения.



Во всем мире стартап-компаниями принято называть недавно созданные предприятия, которые строят свой бизнес на основе каких-либо инноваций. По большей части, понятие стартапов относится к категории венчурного рынка, а также к компаниям, которые трансформируют научные разработки в разных отраслях знаний в успешные бизнес-модели. В нашей стране, в силу плохой господдержки науки и исторически обусловленным отсутствием связи между наукой и коммерцией, стартапами принято называть компании, внедряющие инновации преимущественно в IT-сфере. Таким образом, говоря о российских стартап-компаниях, чаще всего имеются ввиду интернет-проекты или разработка ПО.

По мнению экспертов, 2010 год стал переломным для интернет-бизнеса. В настоящее время уже можно говорить о становлении отрасли и формировании рынка интернет-стартапов в полном смысле этого слова. Посткризисный год охарактеризовался большим интересом со стороны инвесторов, которые разочаровавшись в рынке ценных бумаг, начали приглядываться к венчурным проектам, считающиеся по мировым показателям одними из самых прибыльных способов для вложения средств.

Интерес к интернет-стартапам также связан с постоянным ростом интернет-аудитории и увеличением ее покупательской способности. У проектов с работающей бизнес-идеей есть все шансы сформировать большую аудиторию и в последствии монетизировать ее, окупив относительно небольшие инвестиционные затраты.

В кризис на рынке были заметны 2 существенные тенденции. Во-первых, инвестиции в новые проекты, даже с интересной идеей, прекратились из-за больших рисков, связанных венчурной отраслью в принципе. Во-вторых, кризис освободил от работы многих менеджеров, которые получили возможность заняться реализацией собственных идей и проектов. Несмотря на нехватку денег, в кризис запускались проекты, связанные с экономией для пользователей. Стартапы вроде darberry.ru, kupivip.ru и многочисленные клоны западного сервиса коллективных покупок groupon.com показали свою живучесть и эффективность даже в тяжелые времена.

В настоящее время сложилось парадоксальная ситуация. На рынке появились инвесторы, бизнес-ангелы и инкубаторы, готовые вкладывать средства в серьезные и оригинальные проекты, но самих проектов, которые были бы достойны, недостаточно. Вместо того, чтобы стартаперы стояли в очереди к инвесторам, специалисты фиксируют конкуренцию самих инвесторов за интересные проекты.

Важной особенностью российского рынка стартапов является то, что большинство успешных идей проектов было взято из-за рубежа. В России и странах СНГ явно ощущается отсутствие действительно новых и востребованных идей, поэтому рынок идет по пути адаптации идей из Силиконовой долины.

Классификация интернет-стартапов

Российский рынок интернет-стартапов еще очень мал, серьезных аналитических работ и исследований пока не было создано. Тем не менее, некоторые эксперты выделяют несколько классификаций стартап-проектов.

Ниши и тренды

Некоторые венчурные фонды традиционно подразделяют IT-стартапы на 2 вида: нишевые и трендовые проекты. Нишевые стартапы разрабатываются на объединении различных и уже существующих функций или идей в разных сферах и для разных услуг. Задача успешного стартапа в этом случае ― найти незанятую нишу и стать в ней лидером рынка. Трендовые стартапы базируются на использовании новых, не использовавшихся ранее идей. Эти идеи возникают из представлений о дальнейшем развитии общества и интернета. Здесь важно правильно спрогнозировать всплеск интереса в будущем, оценить риски и быть первым в такого вида стартапах.

Конвергенция и дивергенция

Маркетинговый подход к классификации стартапов использует эти 2 понятия. Конвергенция означает объединение функций, дивергенция ― их разделение. Все интернет-стартапы предлагают своим пользователям набор услуг и часто разница заключается в собирании нескольких функций в одном сервисе или выделении и доработке какой-либо одной функции. Например, Твиттер ― дивергентный продукт, который построен на одной функции социальных сетей ― написании статусов.

Коммерческие, социальные и технологические

Еще одна классификация стартапов с позиции инвестора делит проекты на 3 типа. Коммерческие ― это проекты с понятной бизнес-моделью, где каждый пользователь является потенциальным покупателем предлагаемого товара или услуги. Социальные ― это проекты, основанные на взаимодействии людей друг с другом. Чаще всего они нацелены на максимально возможный рост аудитории с целью потом ее каким-то образом монетизировать. Технологические ― это проекты, в основе которых лежит не бизнес-модель, и не набор аудитории, а новая уникальная технология, интерфейс или технологическое ноу-хау.

Современные тренды интернет-стартапов

IT-рынок находится в состоянии постоянного изменения. Идеи сервисов, продуктов и услуг устаревают очень быстро. Это диктует игрокам рынка постоянно адаптироваться к новшествам и предугадывать направления развития ситуации на рынке, которые будут актуальны в ближайшем будущем. По словам специалистов, в настоящее время интернет развивается под давлением 3 глобальных и 12 локальных трендов.

Глобальные тренды

  • Мобилизация интернета ― переход пользователей от стационарных к мобильным устройствам

  • Экономизация внимания ― монетизация внимания пользователей к элементам контента

  • Виртуализация личности ― создание единого отражения пользователя в сети и общей регистрации на всех сервисах и порталах

Локальные тренды
  • Geomapping (geolocation) ― сервисы на основе отображения различных данных на картах

  • Cloud ― облачная обработка данных

  • SaaS ― программное обеспечение как интернет-сервис

  • Social Networking ― развитие функций социальных сетей, тенденция к их обособленности от большого интернета

  • Video ― развитие видеохостингов и авторских прав в интернете

  • Lifestreaming ― ведения логов всех действий в интернете и реальной жизни (микроблоггинг)

  • Социальные API ― взаимодействие социальных сервисов друг с другом, создание «социальных графов»

  • P2P ―распределение ресурсов между большим количеством пользователей

  • Приложения ― разработка программ и игр для социальных сетей и мобильных устройств

  • Поведенческий таргетинг в рекламе ― использование данных о поведении пользователей для увеличения эффективности интернет-рекламы

  • Персонализация ― настройка сервисов под пользователя

  • Разделение медиа ― способ получения информации выбирает пользователь

Принципы построения стартапа

Успешные интернет-стартапы возникли по большей части из-за энтузиазма разработчиков и благоприятного стечения обстоятельств. Тем не менее, многие эксперты выделяют несколько принципов и правила, которые необходимы для построения эффективного стартапа.
  • Незаурядная идея ― основа успешного стартапа, которой остро не хватает в России.Незаурядная идея ― основа успешного стартапа, которой остро не хватает в России

  • Эффективная команда ― оптимальное количество разработчиков проекта должно быть около 3 человек, важно не раздувать штат при расширении компании

  • Бизнес-модель ― следует четко понимать что в проекте будет приносить доход и разрабатывать новые способы монетизации пользователей

  • Решение проблемы ЦА ― стартап должен предлагать простой путь решения какой-нибудь проблемы пользователей

  • Узкая ниша ― проект должен работать в определенной тематике

  • Оригинальное название ― залог узнаваемости бренда

  • Индивидуальность пользователей ― проект должен давать пользователям разные средства для проявления их индивидуальности и персонализации

  • Юзабилити ― интерфейс должен быть максимально простым и понятным

  • Адаптация к трендам ― проект должен развиваться и меняться в соответствии с развитием интернета
Подводя итог, еще раз повторюсь, что основная проблема Российских интернет-стартапов в отсутствии оригинальных и своевременных идей, в основе которых лежит понятная бизнес-модель, что делает их интересным для инвесторов. Еще одной проблемой является непонимание маркетинга в интернете, грамотного продвижения интернет-стартапов и создания репутации. Важно, чтобы гениальную идею узнали те, кому она адресована и правильно поняли ее выгоды. Если бы таких проблем не было, то возможно мы бы первыми сделали Groupon, LiveMatrix, или даже Twitter.

© Alexander York

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- " Правительство России отменило плановые проверки в образовательных учреждениях, вместо них будут проводиться профилактические визиты." Совсем ...
Любая цельная идеология должна иметь свой визуальный ряд, свой образ, свои символы.© Камушек в адрес Дугина... 1 мая Художник С. И. Иванов, 1920 год. ...
Несмотря на то, что достопримечательность называется мостом, сама конструкция едва ли соответствует этому слову. Она представляет собой огромную подкову, по форме напоминающую нечто среднее между латинской V и U. Опирается стеклянный мост на две опоры, а его выдающаяся (консольная) часть ...
Прочитал, что фирма Autodesk уходит из России, и это мол, грозит чуть-ли не катастрофой для проектировщиков. Что.. и вправду? В том мире, когда "партнеры" могут запросто, не имея для того никаких оснований по закону, украсть 300 миллиардов долларов принадлежащих другой стране и при этом ...
Пилоты из Германии сообщили о сотнях случаев сбоев в работе GPS. За август было зафиксировано 447 случаев сбоев в работе GPS. В стране ситуацию оценили как угрозу безопасной эксплуатации гражданских самолетов и призвали к усилению мер защиты. Для сравнения: в 2023 году пилоты в ...