Что получилось на выходе?
novayagazeta — 17.11.2018 Брюссель и Лондон согласовали сделку по Брекситу, но проект изменился до неузнаваемости: кто теперь за и против.В среду днем британский кабинет министров заседал больше пяти часов — и одобрил черновик сделки по Брекситу, накануне согласованный Великобританией и Евросоюзом после месяцев мучительных переговоров. Сделку активно приветствуют в Евросоюзе, но в Великобритании она, похоже, никому особо не нравится. Лондону пришлось пойти на серьезные уступки, и теперь Брексит получается совсем не тем, что представляли себе его сторонники, голосуя на референдуме. На очереди саммит Евросоюза, а потом голосование в британском парламенте. И не факт, что это голосование сделка переживет.
Главные проблемы
29 марта Великобритания выходит из Евросоюза, тем самым полностью меняя расстановку сил в регионе. Объединяясь в Евросоюз, страны продумали механизмы интеграции и взаимодействия, а вот правил на случай, если один из членов решит выйти, заранее не было. В случае с Великобританией их пришлось писать с нуля.
Самые глобальные изменения после Брексита касаются:
- передвижения граждан — между Великобританией и Евросоюзом вновь появляется граница;
- движения товаров и услуг — Великобритания намерена выйти из единого рынка и Таможенного союза, с тем чтобы заключать самостоятельные торговые соглашения с разными странами мира без оглядки на правила ЕС;
- различных аспектов оборонной политики, безопасности, экологии — тут особых проблем нет, поскольку обе стороны обещают сохранить тесное взаимодействие;
- границы между Северной Ирландией и Республикой Ирландия.
Последний пункт — главный камень преткновения в переговорах.
Пока и Великобритания, и Ирландия входят в Евросоюз, граница между Северной Ирландией и Республикой Ирландия существует чисто номинально, никак не мешая беспрепятственному перемещению людей и товаров. Выходя из Евросоюза, Великобритания забирает Северную Ирландию с собой. Возвращение границы рискует вызвать социальный конфликт и сильно осложнит торговые отношения между двумя частями острова.
По сути, окончательное решение вопроса Ирландии с самого начала договорились отложить на потом. Переходный период, связанный с Брекситом, продлится до декабря 2020 года. За это время Великобритания и Евросоюз должны подписать соглашение о свободной торговле, которое ликвидирует необходимость в жесткой границе для перемещения товаров. Для передвижения людей будет организован мягкий пограничный режим. Вопрос в том, как и на каких условиях пережить этот переходный период.
Уложились в сроки
Атмосфера вокруг переговоров становилась все более нервной с начала осени. И Тереза Мэй, и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, и главный переговорщик по Брекситу от Евросоюза Мишель Барнье не раз заявляли, что вот еще чуть-чуть — и сделка будет готова.
При этом все понимали: переговоры не могут длиться бесконечно. В сентябре специальный саммит ЕС ориентировочно запланировали на ноябрь, но еще в начале этой недели казалось, что сроки неизбежно будут сорваны. В выходные стало известно, что Евросоюз отверг очередное предложение Терезы Мэй по ирландскому вопросу. Все больше политиков заговорили о вероятности выхода без сделки — самом плохом сценарии. Одновременно зазвучали голоса сторонников повторного референдума. В частности, эту
идею поддержал теперь уже бывший министр транспорта Джо Джонсон, который в пятницу ушел в отставку, со словами, что у Великобритании теперь есть выбор — стать «вассалом Европы» или «погрузиться в хаос».
Неожиданно, во вторник утром, глава аппарата премьер-министра Дэвид Лидингтон сообщил, что в переговорах наметился серьезный прогресс и осторожно предположил, что сделка может быть готова в течение ближайших 24 или 48 часов. И уже во вторник вечером стало известно, что ЕС и Великобритания наконец согласовали план Брексита.
Новый план
В среду министры наконец поддержали соглашение. Документ содержит 585 станиц, вот его главные пункты:
- Между Евросоюзом и Великобританией появляется граница, свободное перемещение людей прекращается.
- При этом сохраняется возможность безвизового посещения Великобритании для граждан ЕС и, наоборот, в туристических или рабочих целях.
- Между Великобританией и ЕС действует зона свободной торговли, нулевые таможенные пошлины.
- Великобритания выходит из единого рынка и формирует свои торговые отношения с остальными странами мира.
- Продолжается партнерство в вопросах внешней политики и обороны, в том числе предполагается возможность участия Великобритании в военных миссиях, консультации по вопросам совместных санкций, обмен информацией между спецслужбами.
- Великобритания должна будет выплатить Евросоюзу 39 миллиардов фунтов стерлингов.
Отдельная глава соглашения посвящена ирландской границе. В этом вопросе и Лондон, и Брюссель пошли на уступки. Решение выглядит так: до вступления в силу договора о свободной торговле Великобритания остается в Таможенном союзе, выйти из которого по собственному желанию она не может. Срок действия переходного периода может быть продлен и после декабря 2020 года, если соглашение о свободной торговле не будет готово. Судить о готовности Великобритании выйти из таможенного союза будет специальный орган, который, по всей видимости, будет состоять из представителей Брюсселя и Лондона.
Урегулировать вопросы, касающиеся перемещения людей, Великобритания и Ирландия должны между собой — но с учетом того, что сделка и так предполагает безвизовый режим для туристических и деловых поездок, это не столь значительная проблема.
По сути, решение по Ирландии — это компромисс, который носит временный характер и не учитывает огромное количество аспектов. Но этот компромисс позволяет, по крайней мере, вообще согласовать сделку — и проработать детали потом, во время переходного периода.
Что будет дальше?
Тереза Мэй прекрасно понимает, что праздновать победу рано — вчерашнее одобрение министров она практически вырвала зубами. Да и одобрение само по себе — не демонстрация лояльности, а выбор наименьшего из зол: плохая сделка лучше, чем отсутствие сделки вообще.
По сути, об этом сказала и сама премьер-министр, выступая после пятичасового заседания перед прессой.
«Если отбросить в сторону детали, выбор, который стоит перед нами, очевиден, — заявила она. — Это или сделка, которая соответствует решению референдума, возвращает нам контроль над нашими деньгами, законами и границами, отменяет свободу перемещения, гарантирует защиту рабочих мест и безопасность, — или отсутствие сделки вообще».
Британские СМИ сообщают, что по крайней мере 10 министров в ходе дебатов выразили категорическое несогласие с предложенным планом, и прогнозируют, что в ближайшие дни некоторые могут подать в отставку. Разочарованы в первую очередь сторонники «жесткого Брексита». Во-первых, они опасаются, что переходный период затянется и Великобритания застрянет в Таможенном союзе на долгие годы, став, как это назвал Джо Джонсон, «вассалом Европы». Во-вторых, пока Великобритания остается членом Таможенного союза, она обязуется сверять с ЕС некоторые аспекты внутренней политики — в частности, налоги, экологические нормы и трудовое законодательство. То есть это временно ставит крест на надеждах тех, кто мечтал о либерализации экономической системы и снижении налогов.
Теперь на очереди — саммит ЕС: чтобы сделка состоялась, ее должны поддержать все страны — члены союза.
Но на этой стадии проблем возникнуть не должно: главы большинства европейских стран уже выразили принципиальное согласие. Ожидается, что саммит Евросоюза пройдет в конце ноября.
А потом будет самое серьезное испытание — голосование в парламенте. Очевидно, что Терезе Мэй не стоит надеяться на тотальную поддержку собственной партии консерваторов: среди них много сторонников «жесткого Брексита», и они, скорее всего, проголосуют против. Более того: несколько британских СМИ сообщили со ссылкой на собственные источники в Консервативной партии, что некоторые ее члены уже собирают голоса, чтобы инициировать вотум недоверия Терезе Мэй. Непонятно, как поведет себя вторая по численности партия — Лейбористская. Ее лидер Джереми Корбин назвал сделку «провалом после двух лет неудачных переговоров».
Ожидается, что голосование в парламенте пройдет в начале декабря. В случае неудачи у Терезы Мэй будет три месяца, чтобы согласовать с Евросоюзом новую сделку и представить ее депутатам, — если, конечно, она сможет при этом удержаться на посту премьер-министра.
собкор в странах Балтии
P.S.
В четверг утром стало известных о первых отставках в кабинете министров. О сложении полномочий заявил Британский министр по вопросам Брексита Доминик Рааб, вслед за ним ушла младший министр по Брекситу Суэлла Браверман. Также ушли в отставку министр по вопросам Северной Ирландии Шайлеш Вара и министр труда Эстер Макви.
|
</> |