
Что общего?

А то, что обе постановки "Мадам Баттерфляй" и "Чайка" на премьерных показах с треском провалились...


В 2009 году на территории замка Сфорца в Милане установили скульптуру "That’s Butterfly" - "Это Баттерфляй".
Неудивительно, что скульптура появилась в Милане, ведь премьера оперы "Мадам Баттерфляй" была в миланском театре Ла Скала.
Знаменитый композитор Пуччини и в мыслях не держал, чтобы его "Мадам Баттерфляй" впервые прозвучала бы где-нибудь, кроме Ла Скала.
Но и никак не ожидал такого приёма...
В феврале 1904 года состоялась премьера оперы, на которой недовольная публика свистела,
топала, кричала, мычала и даже кукарекала.
Хотя состав исполнителей был первоклассным.
Миланские газеты тоже не церемонились с композитором и массово писали о громком провале.
Растерянный и абсолютно подавленный Пуччини отменил второе представление в Ла Скала,
хотя это стоило ему немалой неустойки.
Три месяца вносил коррективы, сделал из двух актов три и в мае того же 1904 года в оперном театре в итальянском городе Брешиа оперу ждал бешеный успех.
Публика рыдала от восторга.
И никогда и нигде больше "Мадам Баттерфляй" не проваливалась...
Чайка
Знаменитый занавес "с чайкой" во МХАТе, автор Ф.О.Шехтель (1859-1926)

Так было и с пьесой "Чайка" от Чехова.
17 октября 1896 года состоялась премьера "Чайки" на сцене Александринского театра в Петербурге.
В роли Нины Заречной была великолепная Вера Комиссаржевская

Да и вся труппа состояла из лучших тогдашних актёров Петербурга.
Но пьеса, в которой по определению Чехова - "пять пудов любви", с треском провалилась,
"пьеса шлёпнулась", - напишет Чехов в письме сестре Марии Павловне.
Недовольная публика ждала комедии, и, не увидев комедии, шикала, свистела,
отпускала колкие реплики в адрес пьесы и автора.
"Театр дышал злобой, воздух спёрся от ненависти и я - по законам физики - пулей вылетел из Петербурга, как бомба"...
Чехов даже зарёкся тогда никогда больше не писать пьес...
Но Станиславский с Немировичем –Данченко уговорят его – чтобы Чехов согласился на постановку на сцене МХАТа.
Чехов согласился.
Но сам на премьеру не поехал. Он был в Ялте в связи с обострением туберкулёза.
Все его близкие боялись очередного провала: могло ухудшиться состояние больного.
В Москве
17 декабря 1898 года состоялся премьерный показ Чайки на сцене МХАТа.
Начало не предвещало ничего хорошего.
Публика хмыкала, хихикала, на монологе Нины ("Люди,львы, орлы и куропатки..") несколько человек демонстративно покинули зал.
Но постепенно публика затихала. И первый акт закончился при гробовом молчании зала.
И вдруг после долгой паузы начались бешеные аплодисменты и восторженный рёв.
И так – от акта к акту. Успех был безоговорочным.
Публика аплодировала неистово, без конца требовала актёров на поклоны.
"Занавес давали 14 раз" - телеграфировал Станиславский Чехову в Ялту.
Чехов с артистами МХАТа, фотограф Пётр Павлов, 1899:

А в 1902 году театр получил новое здание в Камергерском переулке, которое реконструировал Фёдор Осипович Шехтель.
Он же сделал тогда и занавес раздвижной (взамен поднимающегося) – с постоянной эмблемой – летящая чайка.

А когда МХАТ разделился – на имени Чехова и на имени Горького,
то на обоих занавесах постоянная эмблема – чайка - осталась, вот на им. Горького:

p/s/ Говорят, что сейчас каждый вечер на театральных подмостках мировых театров идёт не меньше 40 "Чаек".
В разных ипостасях, включая авангардный балет.
Фото 2009-го скульптуры Баттерфляй в замке и коллаж мои, a_i_z
Занавес и фото – из своб. источникв Сети