Что не так с дирижаблями в РФ
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Что не так с дирижаблями в РФ Что не так с дирижаблями в РФ](/images/main/chto-ne-tak-s-dirijablyami-v-rf-832af8.jpg?from=https://stylus.ua/thumbs/568x568/a2/17/3194713.jpeg)
Встал рано, водил чуму - вот напишу этот пост, и опять пойду вздремну...
Рамзай опять педалит тему с дирижаблями. Дескать, в Израиле вон запускают, а в России ни-гу-гу. Это все конечно хорошо, но есть, как говорится, нюансы...
Дирижабль прикладного назначения (военный, например) должен нести аппаратуру. Аппаратура тянет вес. Чем выше дирижаюль поднимается - тем меньше становится его подъемная сила. Самолет на высоте можно разогнать, и получить прирост подъемной силы за счет скорости - как собственно говоря, и происходит. А дирижабль - нельзя. То есть, высотный дирижабль унесет с собой очень мало нагрузки. И будет очень большим. И дорогим. И сложным в обслуживании. Это раз.
Аппаратуру дирижабля надо чем-то питать. Нужна электроэнергия. В солнечных странах (тот же Израиль) можно использовать пленочные солнечные батареи. Там количество солнечных дней в году огромное. Облачности почти нет. Кинул батарею поверх баллона - и радуешься. А в средних широтах облачности хватает, отчего солнечная батарея уже не годится. Значит нужно топливо и генератор. И получается, что дирижабль с аппаратурой все равно расходует топливо - не так, как самолет, но все же. Это два.
Ну и третье. Ни у США, ни у Европы нет противников с дальнобойными системами ПВО. А у России есть. Причем все.
С высоты в три километра (комфортная для дирижабля) горизонт у нас - 200 километров. Это для ЗРК С-200 раз плюнуть. С увеличением высоты горизонт отодвигается незначитально. Можно замутить стратосферный дирижабль, но он будет огромен и сложен в обслуживании. Так что фактически единственная задача для дирижабля, которая есть в армии РФ - это патрулирование ближней зоны морских акваторий от мелких вредителей. И поскольку РФ - континентальная держава, задача эта, при всей ее важности, не кажется первостепенной.
С другой стороны, поиск и проработка вариантов, конечно, интересны. И скорее всего, даже необходимы. Но здесь нужно считать нагрузки, и делать хотя бы эскизные проекты, с просчетом всех аспектов - и производства, и обслуживания в жизненном цикле, и ремонта, и снабжения, и задействования личного состава и так далее. И если один из десятка вариантов попадет в нужную высотность, грузоподъемность, автономность по длительности полета и электропитанию аппаратуры, дальности действия оной аппаратуры, стоимости и срокам производства и развертывания - тогда дело пойдет. Но для этого необходим десяток вариантов, с детальными расчетами и технико-экономическим обоснованием.
И да. На северах дирижабли могут быть интересны, но с поправкой на неустойчивость погоды это требует отдельного рассмотрения и анализа. А в Сибири, где они безусловно могут себя показать в природоохранных и противопожарных всяких целях, их много не надо, да и не военная это тема...
В общем, можно долго пинать МО, но на самом деле без конкретных проектов с расчетами, обоснованием и готовыми проектами под конкретную производственную базу тут ничего не сделать.
.
|
</> |