Что мы знаем о святых
mmekourdukova — 24.10.2010Я как-то разленилась и
перестала постить немецкие отчеты и мысли, а между тем впереди уже
замаячила Италия, а у меня осталось еще несколько германосюжетов.
Такой, например.
Нового тут вроде бы и нет ничего – кто же не
знает, как любил христианский Запад изображать мучения святых и
даже в иконных изображениях раздавать им те самые инструменты, при
посредстве которых святые были умучены. Св. Стефану – камушки, св.
Екатерине – колесо, а св. Апостол Павел без меча просто на люди не
не показывается. Св. Дионисий держит в руках собственную голову
(как военные фуражку), а св. Агата – блюдечко с, прошу прощения,
парой собственных титек – всё это уже было мне достаточно известно
"по источникам". И «на месте» поражает не факт, а
количество таких
садо-мазо-памятников. И то, что эти изображения находятся
не только в музеях, а в действующих
храмах. Для этого поста я нарочно выбирала только
из того, что поныне пребывает на своем «рабочем месте».
Вот это – "действующее"
алтарное ретабло, то есть пункт молитвенного сосредоточения верных
при совершении мессы. Нюрнберг, церковь св. Иакова. И ведь
тема самая что ни на есть «правильная», Христос среди апостолов, и
лики очень неплохие – но эти орудия казни в руках у каждого!..
Ясно, что исходное намерение было благим – дать каждому значок
отличия, чтоб знать, кто есть кто. Но отличительные значки,
воплотясь в скульптуре, стали еще и образом. В результате вышел
какой-то портрет предводителя крестьянского восстания в кругу
ближних атаманов. И каково прихожанам созерцать его каждое
воскресенье?
Св. Варфоломей с ножиком и собственной очень аккуратно снятой кожей
из собора во Франкфурте.
Св. Лаврентий из собора в Эрфурте – с решеткой, на которой он
был запечен на медленном огне. Вид у него умилительный,
непосвященный может подумать, что это нерадивая кухарка,
погрузившаяся в книжку и забывшая о стряпне.
Створка ретабло - Св. Варвара с башней (ну, это еще куда ни
шло) и св. Эразм Формийский с вертелом, на который, извините,
намотали в IV в. его кишки... Вильгельмович, по своей
искусствоведческой невинности, не понял, что это... У меня был
случай объяснить – и затем наблюдать здоровую реакцию современного
европейского христианина на своеобразное немецкое
благочестие XVI века...
И еще один своеобразный
благочестивый сюжет – вот такие детские ясли, посередине Мать и
бабушка с Младенцем, а вокруг прочие святые в детском возрасте –
вероятно, чтобы Младенцу (и зрителям) было не очень скучно. И
у каждого святого дитяти в ручках игрушка – вот то самое, чем потом
его, взрослого, убьют. К сожалению, единственная картинка, которую
мне удалось сфотографировать, в одной из капелл церкви св.
Лаврентия в Нюрнберге, сравнительно бедна иконографически, детей
немного. А бывает и до полутора десятков, всяк со своей
«погремушкой». А взрослые кто? А это ветхозаветные персонажи,
пророки и праотцы. Отечески взирают на милые детские
игры.
Напомню еще раз – это все не в музеях, это в
действующих храмах.
...А мы гадаем, откуда он пошел, немецкий
экспрессионизм. Молились хорошо, видать.
|
</> |