Что же будет с сахаром и с нами?


В августе ритейлеры в очередной раз рассказали о повышении цен на продовольственные продукты. В рамках мер по стабилизации экономики правительство объявило о создании интервенционного фонда, с помощью которого планирует регулировать сельскохозяйственную отрасль и поддерживать производителей. Сейчас в списке продуктов, в отношении которых может проводиться государственная интервенция, числится чуть больше десяти позиций. Среди них молоко разной жирности и несколько видов сыра. На прошлой неделе этот список продуктов пополнил сахар. «Новая газета» попросила экспертов объяснить, как будет работать фонд и поможет ли эта мера в борьбе с ростом цен.
— Проведение государственных интервенций распространено практически во всех цивилизованных экономиках. Таким образом резервировались продукты и в СССР: не только в ожидании войны, но и на случай каких-то погодных и других форс-мажорных условий, из-за которых может образоваться дефицит.
Если государство знает, что какой-то стратегический продукт, как правило, продукт питания, может оказаться в дефиците (из-за неурожая или каких-то колебаний на мировом рынке), то на этот продукт, если его, конечно, можно хранить, создается резерв. Речь идет именно о стратегической продукции, условно на апельсины и киви никто не будет создавать резерв, но сахар, молоко, хлеб — это продукты, в которых постоянно нуждается население. Причем не только население с низким доходом. Однако при проведении государственных интервенций есть и минус: вы создаете резерв, и его нужно хранить и обслуживать — это требует соответствующих издержек.
Поэтому я считаю, что решение российского правительства разумно, если оно убеждено, что будет дефицит, например, если в этом году не посадили достаточное количество сахарной свеклы. Создав резерв, правительство должно выкинуть его на рынок в необходимый момент. Если образуется дефицит, то естественно цена поднимется, что и произошло в прошлом году по сахару и по подсолнечному маслу. Теперь этого можно будет избежать.
— Идея, конечно, правильная: государство сделает вброс продукции из
резерва и рост цен остановится. Однако на практике вряд ли что-то
получится.
Во-первых, в России, на самом деле, очень слабая
аграрно-промышленная политика, и доступность продовольствия у нас
низкая: 35–40 и даже 50% от бюджета люди в основном тратят на еду.
Тогда как в передовых странах, где механизм государственных
интервенций работает, люди тратят на продовольствие около 10%
своего дохода.
Во-вторых, у нас есть монополия по сахару, его производством
занимаются в основном несколько крупных компаний.
Если бы у нас работало сто сахарных заводов и принадлежали они разным людям, то договориться повысить цену было бы невозможно.
Все равно бы нашлись те, кто бы продавал с небольшой прибылью и с
небольшим наваром, а не с наценкой в сто-двести процентов.
Ни в одной европейской стране нет концентрации продовольствия
в одной компании. Например, в Польше 2 миллиона фермеров, 300 тысяч
— в маленьких Нидерландах. Все продовольствие, вся еда формируется
тысячами других людей. То есть миллионы людей включены в
экономический оборот. Только это страхует от резкого повышения, да
и вообще любого повышения цен.
В России правительство принимает или не принимает
постановления, а цена все равно растет. Поэтому я мало верю в
действенность интервенций, но я поддерживаю такую
инициативу.
— Это, скорее, хорошая мера, чем нет. Согласно экономической
теории, вмешательство государства в рыночное ценообразование
считается не очень хорошим действием, так как это лишает
предприятия стимула работать на полную мощность. Но жизнь устроена
таким образом, что государство должно вмешиваться в ситуации, когда
цены на какие-то товары очень сильно растут — это способствует
тому, чтобы избежать дефицита. И важность приобретает не столько
само решение вмешиваться, сколько тот механизм, с помощью которого
государство решит это реализовать.
В прошлом году был неудачный опыт вмешательства в регулировку
цен, в частности, на сахар, — заморозка цен.
Это плохой механизм, который не приводит ни к чему хорошему, а стимулирует наоборот возникновение дефицита и роста цен.
Поэтому формирование государственного интервенционного фонда и
мягкие интервенции на рынок — наилучший вариант для вмешательства
государства в рыночное ценообразование. Такой механизм будет
эффективен и на монополизированном рынке: хуже, но все же
работает.
Поэтому наличие такого фонда не повредит, но многое зависит
от деталей, которых мы сейчас не знаем: на каких условиях и у кого
будут закупать и т.д.
|
</> |