Что ждет московское школьное образование к 2025 году?


Вместе с тем, разница в возможностях, которые дает детям "среднестатистическая" школа в столице и в российской глубинке, порой колоссальна. В октябре 2017 года министр образования и науки Ольга Васильева на «правительственном часе» в Совете Федерации заявила, что на сегодняшний день в 3400 российских школ туалеты находятся на улицах. В декабре прошлого года на XVII съезде «Единой России» та же Васильева привела данные, согласно которым только 16% педагогов по всей России умеют пользоваться компьютером. В статье "Школа выживания. Каково это – работать учителем в России?", опубликованной в ноябре 2017 года в журнале "Собеседник" было подробно расписано, как так получилось, что реальные зарплаты учителей в России значительно ниже фиксируемых Росстатом. Наконец, приведу еще одну цифру: согласно исследованию Левада-центра, доля учителей, довольных условиями своей работы, в 2016/17 учебном году сократилась с 42 до 22%.
Все это говорит о том, что система нынешнего школьного образования находится в глубочайшем кризисе. Соглашусь с оценкой профессора МГИМО Валерия Соловья, так прокомментировавшего недавние вспышки насилия в школах Перми, Улан-Удэ и Челябинска: "Школа — это слепок нашего общества. Если вы живете в обществе, где много нищеты и бедности... Россия — это сейчас страна бедных, где бесправие и где люди находятся в очень плохой психической форме... То вы не должны удивляться вспышкам агрессии немотивированной. Это неизбежно будет происходить, к сожалению, с нарастающей частотой. И школа — это очень благоприятное место, потому что бесправны и ученики, и учителя. Они социально задавлены (учителя), мы это прекрасно знаем. Есть, конечно, хорошие школы, но в целом система школьная — она дефектна".
О том, что российская средняя школа нуждается в изменениях, говорил в своем Послании Федеральному собранию от 1 марта 2018 года и президент РФ Владимир Путин. По его словам, "нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху".
Естественно, что быстрее всего цифровизация школы и внедрение новых технологий обучения происходит в столице. Однако и здесь далеко не все так радужно. Известный историк и школьный учитель Леонид Кацва, в частности, обращает внимание на следующие проблемы: "Давайте посмотрим, чем обеспокоены учителя. Если говорить о Москве, то это будет чаще всего не зарплата, а стремительно нарастающая бюрократизация. Это будут бесконечные отчеты, это пресловутый электронный журнал – который, ко всему прочему, еще и плохо работает, особенно тот, на который обязали перейти большинство московских школ, это задачи, которые вообще не связаны с педагогической деятельностью. Например, недавно я к своему изумлению прочитал, что в одной из областей нашей родины от учителей требуют мониторить деятельность детей в социальных сетях..."
Сегодня очевидно, что даже лучшие московские школы обречены на постоянные изменения. Какие-то из них связаны с элементарным исправлением и устранением того, что мешает нормально работать учителям и учиться ученикам и обессмысливает их труд, а какие-то - с абсолютно новыми вызовами времени (появлением не только новых технологий, но и т.н. поколения Z, представители которого принципиально по-иному воспринимают мир).
На днях на персональном сайте Сергея Собянина был опубликован любопытный материал под заголовком "Московское образование. Стратегия-2025". В нем мэр столицы пишет о том, что главное сейчас — правильно организовать работу над новой стратегией образования и отмечает: "Есть простой способ загубить хорошее дело — поручить его чиновникам и экспертам. Они напишут блестящую, но изначально мертворожденную бумагу. Важно, чтобы в этой работе участвовали, прежде всего, те, кому все это воплощать в жизнь. Поэтому я попросил инициативную группу директоров школ разработать первый набросок стратегии развития образования. Затем мы опубликуем его, чтобы каждый педагог и родитель могли обсудить стратегию и высказать свои предложения. Необходимо максимально широкое обсуждение, дискуссия, проведение массового масштабного краудсорсинга — поиска и отбора самых интересных и реализуемых идей".
По комментариям к этой записи на сайте видно, что дискуссия вокруг предложений мэра уже развернулась отнюдь не формальная, и в нее всерьез включились самые разные учителя московских школ, не боящиеся называть вещи своими именами и глубоко заинтересованные в том, чтобы стратегия-2025 не лакировала проблемы, а способствовала подлинному улучшению образовательного процесса в столице.
Сегодня Москва в сфере образования является драйвером для других российских регионов. По словам Собянина, "качество знаний выпускников московских школ по всем параметрам стало в 2 раза лучше, чем было на старте в 2010 году. Это подтверждают и результаты ЕГЭ, и олимпиады, и международные исследования". Также он добавляет: "Сегодня московские школы входят в десятку лучших школ мира. Значит завтра мы должны стремиться войти в первую тройку".
Реально ли то, о чем говорится в «Стратегии-2025»? При бюджете, который имеет Москва, можно реализовать многое – было бы желание. Значимым является и следующий тезис: "Начать с поддержки учителей. Освободить педагогов от прохождения аттестации, многочасовой проверки тетрадок и прочей рутины. Помочь им освоить новые роли наставников и путеводителей детей по безбрежному морю образовательных возможностей, которые предлагает современный город. И, разумеется, достойно оплачивать учительский труд".
Эти предложения хорошо коррелируются с тем, на что жалуются сами учителя. Приведу лишь некоторые их комментарии, оставленные на сайте Собянина: «Господи, неужели проверка тетрадей наконец уходит в прошлое...»; «согласшусь с предыдущими ораторами. Учителям надо дать "свободу", не загонять их в рамки лишь людей, оказывающих услуги и всегда "защищающихся" перед родителями и себе подобными»; «я в образовании 25 лет. И никто и никогда не задумывался об учителе!» и т.д.
Сейчас о положении учителей задумались, потому что никакого прорыва в образовании не может быть, если те, кто учит детей, испытывают беспрерывные беспокойство, раздражение и стресс. Другое дело - как это всё будет реализовано на практике. Ведь сколько уже самых разнообразных стратегий было разработано и федеральными, и столичными экспертами, однако, редко какая-то из них приводила именно к тем результатам, которые в ней изначально декларировались.
Тем не менее, то, что наиболее амбициозные и современно мыслящие главы регионов начали обращать больше внимания на образование, я могу судить по Великому Новгороду. Новгородский губернатор Андрей Никитин на днях опубликовал на своей странице в фейсбуке ссылку на программу профессионального развития для педагогов Новгородской области "Преобразование". В ней также говорится, что она "позволит педагогам внедрить передовые практики проектной деятельности в свою работу, стать признанными лидерами в этой сфере в своих образовательных организациях".
Понятно, что оценку и Собянину, и Никитину, и другим губернаторам, внедряющим новые подходы в образовательную среду, в данном случае должны поставить сами учителя и выпускники. А то несмотря на все благие пожелания, обучение кадров, разработку стратегий и программ, даже увеличение финансирования и проч., суровая действительность может заявить о себе самым неожиданным образом. Как говорит тот же Дмитрий Быков в уже упомянутом мной интервью: "Россия исправно продолжает рожать гениев, только приспособить их не к чему".
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
|
</> |