Что ждет московское школьное образование к 2025 году?

топ 100 блогов philologist03.03.2018 В ноябре 2017 года известный писатель, журналист и школьный учитель Дмитрий Быков выступил в Совете Федерации в рамках проекта "Час эксперта" с лекцией о том, каким должно быть современное образование. Позднее он так прокомментировал свое выступление: "Я преподаю не в «хорошей» школе, а в довольно трудной, куда стекаются талантливые и при этом невыносимые. Но мне случается преподавать в школах очень разных, в том числе провинциальных. Говорю с полной уверенностью: мы сегодня видим качественный рост ума, таланта и образованности в среднестатистической школе".

Что ждет московское школьное образование к 2025 году?

Вместе с тем, разница в возможностях, которые дает детям "среднестатистическая" школа в столице и в российской глубинке, порой колоссальна. В октябре 2017 года министр образования и науки Ольга Васильева на «правительственном часе» в Совете Федерации заявила, что на сегодняшний день в 3400 российских школ туалеты находятся на улицах. В декабре прошлого года на XVII съезде «Единой России» та же Васильева привела данные, согласно которым только 16% педагогов по всей России умеют пользоваться компьютером. В статье "Школа выживания. Каково это – работать учителем в России?", опубликованной в ноябре 2017 года в журнале "Собеседник" было подробно расписано, как так получилось, что реальные зарплаты учителей в России значительно ниже фиксируемых Росстатом. Наконец, приведу еще одну цифру: согласно исследованию Левада-центра, доля учителей, довольных условиями своей работы, в 2016/17 учебном году сократилась с 42 до 22%.

Все это говорит о том, что система нынешнего школьного образования находится в глубочайшем кризисе. Соглашусь с оценкой профессора МГИМО Валерия Соловья, так прокомментировавшего недавние вспышки насилия в школах Перми, Улан-Удэ и Челябинска: "Школа — это слепок нашего общества. Если вы живете в обществе, где много нищеты и бедности... Россия — это сейчас страна бедных, где бесправие и где люди находятся в очень плохой психической форме... То вы не должны удивляться вспышкам агрессии немотивированной. Это неизбежно будет происходить, к сожалению, с нарастающей частотой. И школа — это очень благоприятное место, потому что бесправны и ученики, и учителя. Они социально задавлены (учителя), мы это прекрасно знаем. Есть, конечно, хорошие школы, но в целом система школьная — она дефектна".

О том, что российская средняя школа нуждается в изменениях, говорил в своем Послании Федеральному собранию от 1 марта 2018 года и президент РФ Владимир Путин. По его словам, "нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху".

Естественно, что быстрее всего цифровизация школы и внедрение новых технологий обучения происходит в столице. Однако и здесь далеко не все так радужно. Известный историк и школьный учитель Леонид Кацва, в частности, обращает внимание на следующие проблемы: "Давайте посмотрим, чем обеспокоены учителя. Если говорить о Москве, то это будет чаще всего не зарплата, а стремительно нарастающая бюрократизация. Это будут бесконечные отчеты, это пресловутый электронный журнал – который, ко всему прочему, еще и плохо работает, особенно тот, на который обязали перейти большинство московских школ, это задачи, которые вообще не связаны с педагогической деятельностью. Например, недавно я к своему изумлению прочитал, что в одной из областей нашей родины от учителей требуют мониторить деятельность детей в социальных сетях..."

Сегодня очевидно, что даже лучшие московские школы обречены на постоянные изменения. Какие-то из них связаны с элементарным исправлением и устранением того, что мешает нормально работать учителям и учиться ученикам и обессмысливает их труд, а какие-то - с абсолютно новыми вызовами времени (появлением не только новых технологий, но и т.н. поколения Z, представители которого принципиально по-иному воспринимают мир).

На днях на персональном сайте Сергея Собянина был опубликован любопытный материал под заголовком "Московское образование. Стратегия-2025". В нем мэр столицы пишет о том, что главное сейчас — правильно организовать работу над новой стратегией образования и отмечает: "Есть простой способ загубить хорошее дело — поручить его чиновникам и экспертам. Они напишут блестящую, но изначально мертворожденную бумагу. Важно, чтобы в этой работе участвовали, прежде всего, те, кому все это воплощать в жизнь. Поэтому я попросил инициативную группу директоров школ разработать первый набросок стратегии развития образования. Затем мы опубликуем его, чтобы каждый педагог и родитель могли обсудить стратегию и высказать свои предложения. Необходимо максимально широкое обсуждение, дискуссия, проведение массового масштабного краудсорсинга — поиска и отбора самых интересных и реализуемых идей".

По комментариям к этой записи на сайте видно, что дискуссия вокруг предложений мэра уже развернулась отнюдь не формальная, и в нее всерьез включились самые разные учителя московских школ, не боящиеся называть вещи своими именами и глубоко заинтересованные в том, чтобы стратегия-2025 не лакировала проблемы, а способствовала подлинному улучшению образовательного процесса в столице.

Сегодня Москва в сфере образования является драйвером для других российских регионов. По словам Собянина, "качество знаний выпускников московских школ по всем параметрам стало в 2 раза лучше, чем было на старте в 2010 году. Это подтверждают и результаты ЕГЭ, и олимпиады, и международные исследования". Также он добавляет: "Сегодня московские школы входят в десятку лучших школ мира. Значит завтра мы должны стремиться войти в первую тройку".

Реально ли то, о чем говорится в «Стратегии-2025»? При бюджете, который имеет Москва, можно реализовать многое – было бы желание. Значимым является и следующий тезис: "Начать с поддержки учителей. Освободить педагогов от прохождения аттестации, многочасовой проверки тетрадок и прочей рутины. Помочь им освоить новые роли наставников и путеводителей детей по безбрежному морю образовательных возможностей, которые предлагает современный город. И, разумеется, достойно оплачивать учительский труд".

Эти предложения хорошо коррелируются с тем, на что жалуются сами учителя. Приведу лишь некоторые их комментарии, оставленные на сайте Собянина: «Господи, неужели проверка тетрадей наконец уходит в прошлое...»; «согласшусь с предыдущими ораторами. Учителям надо дать "свободу", не загонять их в рамки лишь людей, оказывающих услуги и всегда "защищающихся" перед родителями и себе подобными»; «я в образовании 25 лет. И никто и никогда не задумывался об учителе!» и т.д.

Сейчас о положении учителей задумались, потому что никакого прорыва в образовании не может быть, если те, кто учит детей, испытывают беспрерывные беспокойство, раздражение и стресс. Другое дело - как это всё будет реализовано на практике. Ведь сколько уже самых разнообразных стратегий было разработано и федеральными, и столичными экспертами, однако, редко какая-то из них приводила именно к тем результатам, которые в ней изначально декларировались.

Тем не менее, то, что наиболее амбициозные и современно мыслящие главы регионов начали обращать больше внимания на образование, я могу судить по Великому Новгороду. Новгородский губернатор Андрей Никитин на днях опубликовал на своей странице в фейсбуке ссылку на программу профессионального развития для педагогов Новгородской области "Преобразование". В ней также говорится, что она "позволит педагогам внедрить передовые практики проектной деятельности в свою работу, стать признанными лидерами в этой сфере в своих образовательных организациях".

Понятно, что оценку и Собянину, и Никитину, и другим губернаторам, внедряющим новые подходы в образовательную среду, в данном случае должны поставить сами учителя и выпускники. А то несмотря на все благие пожелания, обучение кадров, разработку стратегий и программ, даже увеличение финансирования и проч., суровая действительность может заявить о себе самым неожиданным образом. Как говорит тот же Дмитрий Быков в уже упомянутом мной интервью: "Россия исправно продолжает рожать гениев, только приспособить их не к чему".

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
На прошлой неделе компания Яндекс представила Android публике свое приложение для работы с Яндекс.Почтой. Клиент получился функциональным и приятным на вид. Что не удивительно – Яндекс никогда особо и не славился дурным юзабилити. Взглянем ...
Сканы обвинительного заключения по делу "Пусси Риот". Владение русским юридическим - на троечку, но суть содеянного изложена верно, как и вменяемая статья. АПД: А тут, интересно, 213-я есть?? Или это наоборот, ...
New York City is seeing a spike in deaths among homeless people in the subway. Sources tell CBS2 six homeless people have been found dead so far this year. That’s compared to two during the same period last year. According to an analysis from the Coalition for the Homeless, from 2012 to ...
Среди некоторых моих френдов бытует мнение... Что мы в феврале не здоровались... Это и ошибочно, и поправимо... Ещё раз привет, друзья, пока февраль в силе... Ludolf de Jongh Overschie 1616 - Hillegersberg 1679 Portrait of a woman 1652 oil on panel, h. 69 x w. 59.5 cm (c) ...
Как Петр Тодоровский-младший сплел разрозненные жизни в общую драму в нашумевшем сериале «Полет». Начиная разбор «Полета», надо помнить, что сочетание «Петр Тодоровский» лишь до прошлой недели не вызывало никаких уточняющих вопросов. Он, Петр Ефимович, был единственным и ...