Что эффективнее: рынок или Госплан? | Back in the USSR
Сообщество «Back in the USSR» — 26.01.2013 Теги: Сечин ГайдарСегодня "очарованных рынком" осталось ещё меньше, чем двадцать с лишним лет назад, когда Гайдар, опекаемый Ельциным, провёл либеральную реформу экономики: демонтировал планово-распределительную систему управления, пустил в свободное плавание цены и торговлю и т. д. Волшебной палочкой представлялась фраза: рынок всё сам отрегулирует! И рынок отрегулировал: полноценную инфраструктурную российскую экономику преобразовал в исключительно сырьевую. Однако и тут случилась незадача, один из "сырьевых" флагманов страны — "Роснефть" — государственная компания! И судя по итогам за 2012 год, работает компания эффективно, о чём председатель правления НК "Роснефть" Игорь Сечин доложил президенту России Владимиру Путину на встречу, состоявшейся во вторник, 22 января.
"2012 год был для компании "Роснефть" успешным во всех отношениях: и в области производства, финансов, и с точки зрения реализации стратегических инициатив, которые задают динамику развития на долгосрочный период. Добыча у нас выросла на 2,7 процента, в абсолютных цифрах это 3,3 миллиона тонн нефти", - бодро отрапортовал Сечин президенту.
Думает компания и о завтрашнем дне, то есть о возмещении запасов. За счёт геологоразведки и с учётом приобретения и переоценки — возмещение на 240 миллионов тонн, что соответствует коэффициенту 191 процент! Общие же запасы компании, поставленные на баланс, достигли 6,1 миллиарда тонн нефти. "Мы в этом смысле являемся лидером мирового нефтегазового сектора", - похвалился Сечин.
Владимир Владимирович, рынок позитивно отмечает стратегические инициативы компании. За год капитализация компании повысилась на 35 процентов. Если в начале прошлого года каждая акция стоила 6,6 доллара за штуку, то по итогам года 31 декабря акции стоили уже порядка 8,9 доллара.
И в финансовом секторе дела "Роснефти" выглядят шоколадно. Капитализация компании достигла 92 миллиардов долларов. При этом, подчеркнул председатель правления, "даже решение о продаже 5,6 процента компании ВР привело к тому , что оставшийся пакет государства в цене вырос на 13 миллиардов долларов. Это, по-моему, с точки зрения рынка, с точки зрения интересов государства очень позитивное событие, и оно создаёт перспективы роста также". Больше того, Сечин заверил, что при эффективной и активной работе , планку стоимости компании реально поднять до 120 миллиардов долларов.
Ещё лучше ситуация с дивидендами налогами. Доходность для акционеров выросла на 35 процентов, с 6,6 доллара до 8,9 доллара за акцию. Государство как основной акционер (75,16% акций) по итогам прошлого года получило 60 миллиардов рублей. В бюджет Российской Федерации, по итогам 2012 года компания заплатили 1,7 триллиона рублей в различные уровни бюджета.
Сечин подтвердил Путину, что "Роснефть" — самый крупный налогоплательщик в стране.
Картина маслом! Государственная компания — не кашляет, не загибается. Напротив, эффективно развивается, выплачивает не хилые дивиденды, перечисляет в бюджет налоги. Нестыковочка какая-то получается с волшебной формулой: "рынок всё сам отрегулирует". Да, своеобразный рыночная экономика у нас появилась, это признаёт и западное лобби, по
чьей "подсказке" у нас и проводились "рыночные реформы". Однако на нашей рыночной поляне комфортно чувствуют себя и госпредприятия, коих сохранилось ещё совсем немало. Яркий пример тому "Роснефть".
Ельцин, оценивая итоги экономических преобразований начала 90-х годов, говорил: "Реформа Гайдара обеспечила макроэкономический сдвиг. А именно: разрушение старой экономики. Дико болезненный, без хирургического блеска, а напротив — с каким-то ржавым скрежетом, когда с мясом вырываются куски отработавших деталей, механизмов, — но слом произошел. Наверное, по-другому было просто нельзя. Кроме сталинской промышленности, сталинской экономики, адаптированной под сегодняшний день, практически не существовало никакой другой. А она генетически диктовала именно такой слом — через колено. Как она создавалась, так и была разрушена".
Из огня да в полымя. Сталинскую экономику ломали сталинскими методами — через колено. Чем же тогда Ельцин, Гайдар и Ко отличаются от Сталина? Ведь ломали-то "через колено" не только экономику, а и весь народ — калеча миллионы человеческих судеб...
И что в сухом остатке? После Сталина осталась мощная советская экономика и великая держава. (Как ею распорядились его последователи, точнее, следующие руководители Страны Советов, отдельная тема.) После Ельцина и Ко — "мощная" сырьевая экономика, превратившая страну большой сырьевой придаток остального мира. Причём "новая" экономика России до сих пор ещё живёт за счёт задела, созданного "сталинской экономикой". Читаем в истории той же компании "Роснефть": "Основные предприятия НК "Роснефть" были созданы еще в советский период, когда началось полномасштабное освоение новых нефтяных и газовых месторождений".
И, оглядываясь уже на общую историю, приходишь к выводу, что в вопросе "эффективнее ли рынок, чем Госплан", истина лежит, как обычно, посередине.
Или все же в другом месте? Давайте вместе подумаем, порассуждаем над этим непростым вопросом.