Что делать с ментальными инвалидами?
olga_srb — 06.07.2019 Несмотря на широту общественной души, воспетую поэтами и политиками, наше общество пока нельзя назвать милосердным. И если бы речь шла только о тех, кто открыто призывает к уничтожению (в той или иной форме) ментальных инвалидов как лиц, не соответствующих требованиям нормы, мы бы с этой проблемой могли справиться легко. К огромному сожалению, среди отмалчивающихся на данную тему граждан, значительная часть испытывает сомнения в целесообразности сохранения жизни таким пациентам и вложения в них каких бы то ни было ресурсов.Представление о том, что ментальным инвалидам достаточно предоставить койку, миску и штаны, распространено чрезвычайно широко, хотя о нем сейчас не принято кричать во всеуслышание.
Возможно, я выскажу неожиданную мысль, но часть людей (психически здоровых), которые считают, что ментальные инвалиды неспособны чувствовать ничего, кроме боли, голода и холода, я понимаю. Я понимаю, почему они так думают. Они соотносят условия жизни инвалидов с тем, что имеют сами, и приходят к выводу, что «с какой стати эти дураки должны иметь больше, чем я».
Действительно, если у того, кто изо дня в день работает с ментальными инвалидами, нет возможности вылечить и вставить себе зубы, ему не кажется ненормальным отсутствие зубов у подопечных.
Зубы – это частность. Проблема более глобальна.
Нет «проблемы психоневрологических интернатов» - есть проблема общества в целом.
И для ее решения придется задуматься, к чему мы хотим прийти в конечном итоге. Если мы хотим, чтобы сам факт существования (обладание статусом «живой») предполагал уважение к жизни и признание потребностей, а доступ к благополучию получали не те, кто тем или иным способом растолкал соплеменников локтями, а все ныне живущие, то у нас нет другого пути, как перестать воровать, лицемерить и размахивать автоматами.
Я не предлагаю возносить умственно отсталых на пьедестал, уравнивать их с нормально развивающимися сверстниками при оценке интеллектуальных способностей, сажать их за штурвал самолета или предлагать им порулить страной. Они в этом совершенно не нуждаются. Но они имеют право на уважительное отношение: на облегчение боли, на разнообразный досуг, на реализацию способностей в максимально доступном диапазоне, на приличные бытовые условия, на внимание к их мнению, чувствам и желаниям и т.д.
Понимаю, что мои рассуждения соответствуют лозунгу «от каждого по способностям – каждому по потребностям», ассоциированному с коммунизмом, но хочу напомнить, что принцип пропорционального распределения давно описан в Библии. И под потребностями я не подразумеваю потребительский экстремизм в виде «иметь все, что хочу».
Кроме потребности в еде и безопасности, существуют потребности в общении, развитии, принадлежности к обществу, разнообразии впечатлений и т.д.
Любой отказ в уважении потребностей по причине несовершенства имеет тенденцию к постепенному расширению: сначала мы молча соглашаемся, что отказать можно людям с глубокой умственной отсталостью, потом распространяем обоснованность аналогического отказа на тех, чье интеллектуальное снижение носит умеренную степень, далее – на лиц с легкой умственной отсталостью, а потом, подобно электропоезду, общество начинает двигаться «со всеми остановками», говоря «нет» на каждой «станции»: и тем, кто просто не может вербализировать свои нужды, и тем, кто может о них сказать, да дверь высокого начальства – закрыта.
Начинаясь с ментальных инвалидов, пренебрежение расползается по всей популяции, поглощая любого, кто сегодня несилен и не у власти…
Не хочу запугивать, говоря, что «каждый из нас может оказаться на их месте». Нет, родившиеся с сохранным интеллектом не могут стать умственно отсталыми от рождения, но попасть в категорию беззащитных, нуждающихся в поддержке и зависимых от постороннего ухода, то есть неспособных к самостоятельному проживанию, может любой.
Но даже если кому-то не грозит такая участь в будущем, неужели он не хочет быть милосердным сейчас? Неужели ему приятно осознавать, что в то время, когда он уплетает плюшки и ходит туда, куда ему вздумается, есть люди, которые лишены всех возможностей?
Сфера социальной защиты – самая сложная. Особенно сложна она в обществе, в котором значительная часть населения живет бедно. Бедность не только не располагает к благотворительности, но и меняет нравственный облик человека. Не в ста процентах случаев, но часто.
На сегодняшний день Россия – страна ручного управления. Никакая система у нас не работает, и все зависит от конкретного начальника. Если губернатор/министр/директор/воспитатель (нужное подчеркнуть, а ненужных вычеркнуть) - человек добрый и ответственный, то все в его регионе/учреждении/классе будет хорошо, если же он обычный карьерист, выслуживающийся перед руководством, ничего путного не получится.
Увы, но пока нет механизмов, которые гарантировали бы т.н. «получателям социальных услуг» их достойный уровень независимо от того, чья рука лежит на пульте управления государством…
Но это я как кухарка рассуждаю – на дилетантском, кухонном уровне. И потому прошу Фрэнка, ответственного за категоризацию постов в ЖЖ, присвоить моим обывательским записям тэг «рецепты».
А репортаж со вчерашней поездки я непременно представлю вашему вниманию завтра.
|
</> |