"Что делать?". Из рассказов о новых людях. Роман Н. Г. Чернышевского (Фет)
all117iiqy — 28.07.2023«Нигде святость брака так не попирается, как в сфере бурсацких
типов» («Совр.» 63 года. Апрель, стр. 564).
«Русские священники, диаконы, причетники — представители
православного пролетариата… У них нет собственности»… (там же).
«Все это порождение проклятого пролетариата в нашем духовенстве.
Кого же винить?» (там же, стр. 565).
Интерес переживаемого нами периода не столько заключается в
самих явлениях, несмотря на их громадность, сколько в причинах и
форме этих явлений.
История природы, равно как и ход человеческих судеб приучили
наблюдателя к двум формам, присущим всяким переворотам. Мы привыкли
в каждой новой форме жизни видеть результат многих совокупных сил,
тяготеющих к одному центру. Эту совокупную силу обстоятельств,
часто совершенно независящую от воли человека, мы привыкли называть
судьбою народов, в противуположность сознательному действию
человека, имеющему главным источником его же собственный свободный
дух. Последний образ действий называется служением идее, и если бы
вызванные им явления в окончательных результатах и сошлись бы
порожденными бессознательной силой вещей, — то это нисколько не
уменьшило бы громадной разницы между одной и другой причиной
известного переворота.
Это одна из форм, присущих переворотам, а вот и другая, вытекающая из первой. Природа не терпит скачков. Если бы весеннее солнце, вызывающее растения к новой жизни, не застало землю покрытую отжившими травами, то это же благодетельное светило иссушило бы землю и убило бы новые ростки при самом их появлении. Высокое древо христианства не вдруг покрыло Европу своею тенью, а в свою очередь выбивалось из умирающих терний язычества. Наше время, стараясь энергически освобождаться от пассивной покорности бессознательным силам вещей, выставило на своем знамени гордый девиз: служение идее и тем самым поставило себя в величайшую ответственность, какую когда-либо человеческий дух принимал на себя. Номад, зависящий от подножного корму, не имеет надобности спрашивать себя: что делать? Такой вопрос даже может показаться ему странным. — Как: что делать? Переходить с пастбища на пастбище и жить чем бог послал. Но человек, окончательно убежденный в дальнейшей несостоятельности такого рода жизни и решившийся искоренить плугом все дико растущие растения, чтобы заменить их более питательными, вследствие одной этой решимости обязан сообразить тысячи вещей; прежний запас питательных веществ, свойства почвы и климата, время посева, доброкачественность семян и т. д., а главное — при каждом искусственном возвращении — сеятель не должен забывать, что можно изменять одну форму ухода, отнюдь не касаясь его сущности.
Каждый живой организм имеет бесчисленное множество потребностей и способность развиваться соответственно каждой из них, в ту или другую сторону. Дереву нужен и свет, и тень, и хорошее сообщение с корнем, и простор для молодых побегов. Всеми этими способностями растения садовник вправе пользоваться для известных целей, то развязывая его шпалерой, то подстригая верхушку, то, напротив, подчищая нижние ветви, но если бы в пылу преобразований он вздумал пересадить весь сад вверх кореньями, то остался бы как крыловский — «Философ без огурцов».
В устах законодателей и наставников народов фразы вроде «ведь
ревность — глупость» нисколько не лучше фразы «корни, листья,
сердцевина — глупость», произносимой ботаником.
Но мы не будем забегать вперед. Мало ли бесспорных глупостей и
нелепостей на свете, да не в нашей власти уничтожить их
бесследно.https://ru.m.wikisource.org/wiki/%22%D0%A7%D1%82%D0%BE_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C%3F%22._%D0%98%D0%B7_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2_%D0%BE_%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85_%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D1%8F%D1%85._%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%9D._%D0%93._%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_(%D0%A4%D0%B5%D1%82)