Что будет с 9 мая через 35 лет?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Будет и другое. Сдохнут последние нацисты, которых еще лениво, но со сногсшибательным пиаром разыскивает фонд Симона Визенталя, и не будет даже таких экзотических процессов, как над трясущимся от древности Демьянюком на больничной каталке (мне его не жалко, если что - я беседовал с выжившими узниками лагеря Собибор, где служил этот хворающий дедушка - все в один голос сказали, что по сравнению с вспомогательной охраной немцы из СС были просто ангелами). Ловить станет некого.
Во Франции 11 ноября, в честь окончания Первой мировой войны - и сейчас государственный праздник, выходной. Но конечно, он более формальный. Рассказов очевидцев уже нет, последний ветеран умер 5 лет назад. А у нас с какой помпой когда-то ежегодно отмечали победу над Наполеоном, с какими торжествами, и крестными ходами? Тоже, как считалось, сокрушили черное европейское зло. Но сейчас это стало чем-то совсем далеким. Чем-то вконец опереточным, вроде "Гусарской баллады".
Наверное, уже меньше будет верится, что во время войны могло быть ТАКОЕ. Десять лет назад за кружкой пива в Мюнхене сын Рудольфа Гесса говорил мне - ну не могло быть печей в Дахау, их американцы втихую уже потом построили. Я ему - а фото гор трупов? Он мне - это фейк. Я - а интервью сотен тысяч узников? Он - их всех проинструктировали. И вообще, ваш Маринеско потопил "Вильгельм Густлов" с невинными беженцами. О, сколько я слышал про "Густлова" от своих оппонентов в спорах. Но НИКТО, как оказалось, из этих людей не знает, что 7 ноября 1941-го немецкий самолет потопил транспорт "Армению" с ранеными и такими же беженцами - 5 000 погибших, и только ВОСЕМЬ выживших. Кто через 35 лет вспомнит про Армению? А "Густлов", похоже, будет раскручиваться и дальше. Пиар уже него и сейчас достаточно хороший. Уже воздвигнуты памятники военнослужащим СС (а в СС вступали добровольно) - кто во всем мире 20 лет назад мог себе это представить? Но похоже, люди только начинают входить во вкус.
Чиновники к 100-летию Победы, наверное, вздохнут свободно. Не надо будет слать никому дешевые продуктовые наборы, делать на один день бесплатным проезд в маршрутках (25 рублей off тебе, дедушка, что Берлин взял, ага - вот каким бы добрые), и повышать пенсии. Некому будет. Пафос, я думаю, останется, и со временем - они на трибунах будут так надувать щеки, как будто это их Победа. Они, собственно, иначе не умеют. Отмечать с песнями и застольем в народе 9 мая тоже, наверное, уже не будут. Сейчас-то уже не так много народу отмечает, а когда-то 9 мая был реально семейный праздник. Просто выходной, на дачу поехать. Память живет, пока есть очевидцы. Нет очевидцев - нет памяти.
Время вообще интересная фишка. Мог ли мой дед представить, что его внук будет сидеть в баварском ресторане с сыном заместителя Гитлера по партии, и, сцепившись на английском, до хрипоты спорить, кто был прав в этой войне? А сам рейхсминистр Рудольф Гесс, подписавший те самые расовые законы, согласно которым славяне - умственно неполноценная раса? Думается, ему это и в страшном сне не снилось. Но на немцев мы уже не обижаемся, и даже дружим. А кто думал об этом сразу после войны?
Мой дед был летчиком. Сбил два немецких самолета, награжден орденом Красной Звезды. Летом 1944 года попал в плен, и отсидел почти год в немецком лагере для военнопленных в Норвегии. Потом еще несколько месяцев - в нашем: от него допытывались - как это он, лежа в кабине самолета (машина упала в болото, не взорвалась, повезло) со сломанными ногами, не достал пистолет, и не застрелился?
Мне иногда удивительно, что мы выиграли ту войну. Но мы ее выиграли. И слава Богу.