Чтиво номер 80: Энн Тайлер, Виктор Пелевин, Шамиль Идиатуллин, Джонатан Коу
sova_f — 19.01.2020 Энн Тайлер, «Катушка синих ниток». У Энн Тайлер я читала три книги. «Уроки дыхания» были чудесные, «Дилетантское прощание» похуже. Эта лучше всех! Семейная сага начинается с последнего поколения, затем прыгает в юность родителей, и затем в историю деда – ну, собственно, как катушка разматывается. Изящное, живое, ироничное, психологически выверенное повествование, где веришь каждому слову и каждому повороту сюжета. Все тут хорошо, но самое сильное впечатление на меня произвели две линии: Денни – Стем (вместе и по отдельности) и Джуниор – Линни. Что касается Денни – думаю, не один читатель вздохнет про себя, листая эти страницы. И еще очень пронзительно про соседскую семью – ту, что из года в год приезжает в соседний домик на море. Первый раз слушаю книгу в исполнении Кирилла Радцига, и кажется, нашла еще одного любимого чтеца.Виктор Пелевин, «Тайные виды на гору Фудзи». В последнее время Пелевин у меня читается через пень колоду. После «Цукербринов» долго не хотелось никакого Пелевина. «Смотрителя» и «Мафусаила» пропустила, «Айфак» тоже не привел в восторг. А эту вроде народ хвалил более обычного, решила рискнуть. Не зря! Пелевин в роли феминиста очарователен. Опять же, в тонкие миры полезно заглядывать время от времени, а тут все эти джаны и игуаны описаны столь убедительно, что нет никакого сомнения: так оно и есть на самом деле. Чонишвили читает чудесно, не считая легкого местечкового акцента, с которым почему-то у него говорят все нерусские люди: что американская Кларисса, что татарский Ринат Мусаевич. Возвращаясь к книге, стоит также отметить блестящую концовку, ну просто ах! (нет, феминизм не прошел). Но вот на «Легкие касания» энтузиазма уже не хватило. После SNUFFа хотелось Пелевина еще и еще – а здесь все же не тот уровень.
Шамиль Идиатуллин, «Город Брежнев». Про что роман – словами самого автора: «Про выходящую из комсомольского возраста комсомольскую стройку, про андроповское закручивание гаек, талоны на масло, гопничьи "моталки", ленинский зачет, перефотканные конверты западных пластинок, первую любовь, бритые головы, нунчаки в рукаве...». Было безумно интересно погрузиться в реальность советских 80-х, почти полностью параллельную моему московскому тепличному мирку: заброшенные стройки, молодежные группировки (известные мне только из песни Чикиной), жилые комплексы, воюющие друг с другом. Все это описано ярко, живо и очень убедительно. Даже производственные страницы, посвященные КАМАЗу, читала с удовольствием и интересом. В конце книги читателя ожидает абсолютно неожиданный сюжетный вираж. Многие жалуются на его неправдоподобие, а как по мне – так именно он и сделал книгу. Вот начало мне не понравилось. Главный герой разговаривает таким натужным, якобы подростковым, языком, что хотелось сказать «не верю».
Джонатан Коу, «Номер 11». Роман состоит из нескольких частей, связанных благодаря персонажам (то выходящим на первый план, то уходящим на вторые роли) и... числу 11. Писатель как будто старался составить полный комплект различных жанров: готика, социальная сатира (много), мистика, драма, иронический детектив, хоррор, подростковый рассказ. Слушалось с интересом (читает М.Лисовец, я ее давно люблю), за одну из героинь (только одну) даже по-настоящему переживалось. Повеселила «чернокожая безработная одноногая лесбиянка». Но восторга не было. Две вещи не понравились: навязчивая леволиберальная риторика и притянутость частей за уши (ну да, если в каждую добавить число 11, их связь конечно будет выглядеть более естественной). Вот уж насколько я фанат британской литературы – а некстати пришедшаяся на этот же обзор американка Энн Тайлер кладет британца Коу одной левой. Впрочем, я встречала восторги по поводу других книг Коу, так что (несмотря на не очень удачный опыт) готова попробовать еще. Вроде хвалили «The Terrible Privacy of Maxwell Sim», «Клуб ракалий», что еще? Прошу ваших советов.
|
</> |