Чтиво номер 109: Акунин-Чхартишвили, Тана Френч

Акунин-Чхартишвили, «Другой путь». Акунинский «Семейный альбом» я читаю абы как. Начала с того, что не прочла «Аристономию» (Л. сказал, что мне не понравится). Потом взялась за «Другой путь», засохла на философии любви (оно мне надо?) и бросила. Пять лет спустя по уши влюбилась в «Медвежатницу» и тогда уж непременно решила прочесть «Собачью смерть». А друг мой Миша

Акунин-Чхартишвили, «Собачья смерть». Она хитро устроена: тут даже не две временные линии, а две с половиной. Основная – в настоящем времени (1968 год), ее главный герой – писатель Марат Рогачов. И он пишет два романа: один (для печати) – о революционере Степняке-Кравчинском, второй (для себя, а может, кто знает, и для заграницы) – о британском разведчике Сиднее Рейли. Про Степняка коротенько получилось и не так интересно – а вот про Рейли очень душевно. Только подумать, что я даже имени этого не слышала – при том, что он считается «ведущей фигурой в мифологии современной британской разведдеятельности» и даже послужил одним из прототипов Джеймса Бонда! Но больше всего меня увлекла современная линия – Пражская весна, последние дни «оттепели», тусовка шестидесятников у Гриваса (Л. считает, что имелся в виду Аксенов). Под Воздвиженским я подозревала Вознесенского, но Л. предположил, что это помесь Вознесенского с Рождественским. Во-первых, заикается, а во-вторых, недаром он Джек (параллель с Робертом). Алюминий – конечно, Окуджава. Белочка – Белочка и есть; удивительно, что описана с неприязнью. Отдельный восторг от того, как виртуозно Акунин встраивает реальных персонажей в исторические линии. Тут и Яков Петерс, и даже сам Фридрих Энгельс (а в «Другом пути» Теодор Нетте – пароход и человек). А каков финт с Берзиным? Так мы теперь и не узнаем, был он провокатором или двойным агентом. Или вот еще: Этель Лилиан Войнич появляется и в той, и в другой книге Марата (в смысле, общается и с Рейли, и со Степняком). А потом читаешь в Википедии, что оба эти персонажа, возможно, послужили прототипами «Овода». Некоторые читатели высоко оценили «Науку стареть» – так называется житейско-философская вставка к «Собачьей смерти» (нельзя ведь без философии). Чувствуя угрызения совести за «науку любви», «науку стареть» я прослушала почти полностью, все полтора часа, чуть-чуть только прокрутила. Ну что я вам скажу? Либо очевидные для меня вещи, либо сомнительные. А вот основная книга, хоть и меньше «Медвежатницы», но очень мне понравилась. Получается, кстати, что каждая книга цикла «Семейный альбом» посвящена одному из десятилетий советской истории. Вот про 1930-е и 1940-е («Счастливая Россия» и «Трезориум») как-то уж очень боязно читать.
Длинно получилось — поэтому три книжки вместо обычных четырех. Вот цитату еще приведу — понравилась. В текущем тысяча девятьсот шестьдесят восьмом году самые интересные события происходили за рубежом, в СССР было затхло и скучно. Особенно по сравнению с тем, что было несколько лет назад. Тогда всё задвигалось, зашевелилось, скинуло паутину. Двери не открылись и замки на них остались, но распахнулись окна, хлынул свежий воздух и солнечный свет. Происходили удивительные события, появились новые яркие люди — вот эти самые, собравшиеся сегодня на «воскресник», — а ведь казалось, что бескислородные десятилетия удушили всё живое, навечно отучили подданных чугунной державы шагать не в ногу. Но оказалось, что это было всего лишь проветривание, на окнах снова задвинулись шпингалеты, остались одни форточки, да и те едва приоткрытые.
|
</> |