Чревонегодники
Сообщество "Русские мы" — 04.08.2011Почему крупнейшие ретейлеры травят своих покупателей. И почему им за это ничего не бывает
Россияне регулярно травятся некачественными продуктами питания. От
этого сложно застраховаться, ведь некачественный товар можно
приобрести не только на рынке, в ларьке или в бюджетном
супермаркете, но и в магазине средней ценовой категории, который
претендует на лидерство на рынке. К примеру, недавний, июльский,
случай: шесть человек в Ростове-на-Дону попали в больницы с
диагнозом «сальмонеллез» после того, как поужинали продуктами из
кулинарии супермаркета «Перекресток». Проверка Роспотребнадзора
показала: мало того, что цех, где готовились полуфабрикаты,
находился в неудовлетворительном состоянии и использовались
несвежие продукты, так еще и сами сотрудники были заражены
сальмонеллезом и стафилококком.
Почему крупнейшие ретейлеры позволяют себе травить своих
покупателей? Явно не потому, что их прибыль не позволяет соблюсти
элементарные санитарные нормы.
К сожалению, у профильных контролирующих ведомств — Роспотребназора
и прокуратуры — этот вопрос способен вызвать лишь локальное
возбуждение — то есть тогда, когда что-то случается. Стойкий
интерес к проблеме проявляют только пострадавшие и
общественники.
На прошлой неделе Международная конфедерация обществ потребителей
выступила с законодательной инициативой по ужесточению наказаний в
отношении нарушающих закон предприятий, работающих в сфере торговли
и услуг. Ведь на сегодняшний день максимальный штраф, который могут
наложить на магазин, который зарабатывает на своих покупателях
несколько десятков миллиардов рублей ежегодно, — 20 тысяч
рублей.
Последние независимые проверки супермаркетов крупнейших продуктовых
розничных сетей — «Перекресток» и «Седьмой континент» — Общество
защиты прав потребителей (ОЗПП) провело в мае прошлого года. «На
эти магазины к нам всегда поступало наибольшее количество жалоб», —
поясняет юрист ОЗПП Мария СВИРИДОВА, которая впоследствии вела
судебные дела против этих сетей.
В «Перекресток» в Химках и «Седьмой континент» на северо-востоке
Москвы под видом продавщиц устроились на работу две сотрудницы ОЗПП
(у которых при приеме на работу даже не потребовали санитарных
книжек), которые смогли увидеть воочию, как «продлевают жизнь» и
придают товарный вид просроченным рыбе и мясу, переклеивают
этикетки и вынуждают своих сотрудников нарушать санитарные нормы.
Произвели и контрольную закупку — сардельки, хлеб, блинчики,
колбасу, семгу. Продукты проверили в собственной лаборатории и
выяснили — они непригодны к употреблению. На официальное письмо с
результатами проверки и требованиями соблюдать закон, поступившее
от ОЗПП, ни «Перекресток», ни «Седьмой континент» так и не
отреа¬гировали. Общественники обратились в суд… и выиграли. Но все,
чего удалось добиться, — обязать «Седьмой континент» прекратить
реализовывать просроченный товар (все равно что обязать по суду
киллера не убивать, а вора — не воровать) и разместить информацию о
судебном решении в «Уголке потребителя». С «Перекрестком» было
заключено мировое соглашение на тех же условиях — «прекратить» и
«разместить».
Сетевиков, понятное дело, подобные решения суда, как и 20-тысячные
штрафы, которые регулярно налагает Роспотребназдор, не смущают.
В январе этого года Лефортовская межрайонная прокуратура Москвы
провела проверку магазинов «Седьмой континент» и обнаружила в трех
супермаркетах товары с истекшими сроками годности. В марте проверку
провел Роспотребнадзор, который обнаружил нарушения во всех 85
магазинах, выбранных для ревизии. В июне Роспотребнадзор проверил
46 «Перекрестков» в Петербурге и оштрафовал сеть в совокупности на
435 тысяч рублей. Полумиллионный штраф убедил руководство магазинов
принять меры и уволить 125 человек.
В Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) ситуацию
с крупными сетями в России оценивают как критическую. Проверять
какую-то конкретную сеть бессмысленно, считает председатель КонфОП
Дмитрий ЯНИН, грубые нарушения есть у всех, а рынки и магазины
шаговой доступности грешат этим еще больше. Нужно менять
законодательство.
— Производство и реализация опасной продукции, недостоверность
информации на этикетке, продажа продукции с истекшим сроком
годности — все это отражено в статьях кодекса об административных
правонарушениях. Однако штрафы за их нарушения смешны: от 5 до 20
тысяч рублей. Мы требуем увеличить их от 500 тысяч до 1 млн рублей,
— говорит Дмитрий Янин. Величина в 1 млн рублей обусловлена тем,
что штрафы именно такого порядка установлены у ФМС для компаний,
которые используют труд нелегалов, а также у ФАС. Другое важное
изменение — ужесточение проверок Роспотребнадзора. Толку от
плановых проверок, о которых проверяемого нужно уведомлять заранее,
немного — ведь один день можно отработать и относительно правильно.
А необходимость внеплановых должна быть чем-то обоснована:
например, жалобой пострадавшего, и в этом случае Роспотребнадзору
придется добиваться разрешения прокуратуры, а это — громоздкая и
небыстрая процедура.
Напомним, что порядок в проверках юридических лиц (которые зачастую
использовались не для выявления нарушений, а для обогащения
сотрудников контролирующих ведомств и как средство надавить на
неугодных бизнесменов) под медведевским лозунгом «Не кошмарьте
бизнес» пытались навести несколько лет назад. В итоге число
плановых проверок сократили, а внеплановые — серьезно ограничили.
«Но в учреждениях, которые занимаются общественным питанием,
торговлей продуктами, парикмахерских, spa-салонах, должны быть
внеплановые проверки, это необходимо для защиты населения, —
полагает Янин. — Однако, насколько мне известно, Роспотребназдор и
Минэкономразвития серьезно отнеслись только к той части наших
предложений, которые касаются увеличения штрафов, и сейчас
обсуждают ее».
Справка «Новой»
X5 Retail Group N.V. — компания-ретейлер розничных продаж в России,
владелец торговых сетей «Пятерочка» (1472 магазина экономкласса),
«Перекресток» (всего 303 супермаркета, из них 136 магазинов
находятся в Москве и области), «Карусель», «Копейка» и сети аптек
«А5». В 2010 году выручка ретейлера составила около 342 млрд
рублей.
ОАО «Седьмой континент» — российская компания-ретейлер, владелец
одноименной сети продовольственных магазинов. В конце декабря 2008
г. вошла в список компаний, которые получали господдержку в период
кризиса. Всего в России и Белоруссии работают 127 магазинов (из них
113 — в Москве и области). Чистая выручка в 2010 году составила
46,3 млрд рублей.
P.S. В пресс-службе «Седьмого континента» отказались комментировать
эту тему. Связаться с пресс-службой «Перекрестка» на момент
подписания номера не удалось.