Читая Вебера
new_rabochy — 21.05.2021 Фолк-марксисты обожают бряцать словом капитализм, даже не будучи в курсе, что сам Маркс писал только о капитале. Их малограмотные оппоненты спорят с "марксистским" термином. В действительности понятие "капитализм" ввёл Зомбарт, собрат и оппонент Макса Вебера. Зомбарт возводил дух капитализма к иудаизму, а Вебер поставил в центр протестантизм.Вебер описывал четыре типа хозяйства:
1. Социализм – система, ориентированная на прямое удовлетворение некого заданного набора потребностей. Решения о том, что это за набор принимают не частные предприниматели, а бюрократия. При этом денежная прибыль не является важной и отсутствует ориентация на её непрерывное возрастание.
2. Экономика самообеспечения, где уровень производительности столь низок, что никакого экономического излишка не возникает (по крайней мере сохраняемого и прогнозируемого), а значит нет и прибыли. Основная мотивация при этом выживание.
3. Традиционалистская экономика, где накопление богатства и распределение ресурсов регулируется жёсткими социальными нормами. Она ориентирована на поддержание социально одобряемого традиционного стандарта потребления (для разных групп разного). В такой системе, если растёт производительность, то работники (начав получать больше) сокращают часы труда в пользу увеличения досуга (ведь желаемый доход достигается за меньшее время). Предприниматели разбогатев отходят от дел, инвестируют в роскошь, собственность, статус (титулы), становятся рантье.
4. Капитализм – экономическая система, основанная на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена (мирного приобретательства). Основная мотивация («дух») это ориентация на максимизацию прибыли. Он делится на два типа:
• Политический капитализм, где возможности извлечения прибыли создаются государством, вводящим искусственные ограничения, в результате чего обмен перестаёт быть равноправным.
• Экономический капитализм, где возможности извлечения прибыли создаются рынком. Последний существует в трёх вариантах:
- Грабительский капитализм – аналог политического капитализма с той разницей, что искусственные ограничения вводятся не государством, а сильными частными игроками. Короче говоря, сильные наживаются за счёт слабых
- Авантюристический капитализм, который носит рисковую природу, где прибыль образуется на основании спекуляций, а не рационального расчёта.
- Современный (рациональный) капитализм, где извлечение прибыли строится на рациональной калькуляции ожидаемых выгод и издержек.
Капитализм по Веберу существует с незапамятных времён, протестантская этика же только способствовала появлению его современной рациональной формы. Ядро этой этики - идея мирской аскезы, которая заключается в служении своему призванию и отказу от пользования плодами успешной деятельности, вознаграждение предполагается на том свете. Успех в следовании призванию маркер избранности к спасению.
Этика была лишь одним из оснований рационального капитализма.
Другие важные по Веберу составляющие:
1. Практика составления балансов на основании двойной записи в бухгалтерии.
2. Частная собственность на средства производства.
3. Свободный товарный рынок, избавленный от навязанных ограничений.
4. Рациональное право.
5. Свободный труд (работник сам распоряжается своей рабочей силой).
6. Рациональная техника.
7. Коммерческая организация хозяйственной деятельности с широким применением ценных бумаг.
В принципе всё это не плохо согласуется с мир-системным анализом. Экономика самообеспечения соотносится с мини-системами. В феодальных мир-империях господствует традиционалисткая экономика, в бюрократических на неё наслаивается мощный государственный (социалистический) сектор. В досовременных мир-экономиках традицоналистское хозяйство сочетается с ранними формами капитализма (политическим, грабительским, авантюристическим). И, наконец, в Мир-системе Модерна сложился рациональный капитализм, который разорил или подчинил себе все прочие уклады.
Напоследок замечу, что любимая тема некоторых либералов считать современную Россию "феодальной" это отголоски самого кондового марксизма аля "Краткий курс истории ВКП(б)". В понимании веберианской традиции у нас конечно же капитализм, только досовременный (что вообще характерно для полу-периферии). У нас капитализм политический, местами грабительский (это было особенно характерно для 1990-х), немного авантюристический. Элементы рационального капитализма в некоторых секторах прослеживаются, но не превалируют.
|
</> |