Читаем приговор. ч.13. История нашей автокефалии-1
diak_kuraev — 14.01.2021 Перехожу к разбору того, что суд квалифицировал как "хула на Церковь".Например, суд решил обвинить меня по совершенно странному историческому поводу:
«9 декабря 2018 г. Кураев опубликовал материал, в котором уподобляет каноническое положение Русской Православной Церкви после 1448 года статусу т. н. суздальского раскола Валентина Русанцова: «В нашей жизни недавно была аналогичная история. В Суздале многие годы (1973 по 1990) служил толстый-претолстый архимандрит Валентин Pycaнцов» (https://diak-kuraev.livejournal.com/2260244.html)».
Речь вообще-то шла вовсе не о «каноническом положении Русской Православной Церкви после 1448 года», а об одной конкретной детали: митрополит Иона свое самостоятельное возвышение обосновывал не тем, что константинопольская патриархия впала в ересь, а тем, что она якобы некогда обещала ему митрополитство.
Что ж, вот мой текст:
«В версии Ионы вселенские патриархи про то, что «царь и патриарх по благословению всего святаго и вселенскаго збора повелеша (!) быти мне на русстей земле по Сидоре митрополитом» (Послание митрополита Ионы Литовским епископам о Григории // РИБ. Т.6. № 87 стб. 646) вряд ли узнали бы свои реальные слова и признали бы их основанием для московской автокефальности.
Одно дело – вопрос о том, была ли поездка епископа Иона в Царьград, и «иное дело - насколько справедливым было толкование самим Ионой и московским правительством обещания поставить Иону митрополитом на Русь после Исидора как именно состоявшегося «благословения»» (Кистерев С. Н. Источники о пребывании рязанского епископа Ионы в Константинополе // Россия и христианский Восток. Вып. 2-3. М., 2004, с. 52).
Канонического значения все эти рассказы все равно не имеют. Может быть, византийцы не смогли отклонить привезенных Ионой соболей – и потому чувствовали себя обязанными покормить его хотя бы завтраками. Но устное утешение-обещание (тем более в устах лукавых византийцев) это не грамота патриарха и не решение синода, утвержденное императором. Для «внутреннего потребления», самоуспокоения этот рассказ еще годился. Но не для того, чтобы патриархия сама приняла его.
…. В нашей жизни недавно была аналогичная история. В Суздале многие годы (1973 по 1990) служил толстый-претолстый архимандрит Валентин Русанцов. Это Золотое Кольцо, туристический центр. Поэтому к нему нередко на чаёк завозили «знатных иностранцев» в сопровождении высоких чиновников патриархии. Принимать гостей и накрывать стол Русанцов умел знатно. И вот, сыто прощаясь, патриаршии посланники обнадеживающе шептали ему: «Ну, отец Валентин, на ближайшем синоде я поставлю вопрос о твоей епископской хиротонии!».
Сам отец Валентин своим близким признавался: «Я, братья, монах. Мне в этой жизни ничего не надо. Вот только маленькую-маленькую панагийку и маленький-маленький омофорчик».
Шли годы. Обещания множились. А вожделенное епископство все не приходило. И тогда Валентин ушел в раскол и стал главой «Русской автокефальной церкви» (в епископы его рукоположили зарубежники, обалдев от сознания того, что к ним перешел аж целый архимандрит; вскоре правда, горько пожалели)… Не ставлю и близко нравственные качества сего Валентина и св. Ионы. Но поговорка «обещать не значит жениться» уместна в обоих случаях».
И что в этих моих словах достойно снятия сана? Может, вообще надо запретить церковно-исторические дискуссии?
***
предыдущие записи с разбором приговора
https://diak-kuraev.livejournal.com/3196374.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3200083.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3202070.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3204054.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3204954.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3205547.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3208025.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3209380.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3210535.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3210916.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3211159.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3211366.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3212484.html
|
</> |