Читаем латвийский учебник истории 1928 года
11ecu — 10.01.2024Перед нами учебник всеобщей истории за 1928 год, выпущенный в Риге. Напомню, в те годы. Латвия ещё не входит в состав СССР, а является юридически независимым государством.
Учебник под авторством И.Келера издан фирмой АО Вальтерс и Рапа для основных школ, как мы видим на русском языке. Составлен он из коротких рассказов на совершенно разные темы. От природных условий Древнего Египта до событий Мировой Войны (в те годы единственной). Давайте же посмотрим основные ноты, которыми пропитан учебник.
Хотелось бы обратить внимание, например, на то как позитивно автор воспринимает Ришельё. Называет его человеком "большого ума, непреклонной воли", который хотел создать сильное и могущественное государство.
Данное восприятие не случайное. Действительно, учебник написан в духе тяготения к крепкой руке правления. Автор горячо поддерживает победы единоличных правителей над сенатом, дворянами и другими коллективами.
Старая Рига
По своему духу, то, чему учили в те годы латвийских русскоговорящих людей, кардинально отличается от формируемой в Советской России истории. У нас говорилось о том, что важнейшую роль в движении истории играют классы, определяли роль буржуазии, пролетариата. Здесь же, историю двигали люди. Келлер выводит конкретные имена, которые поворачивали ход событий и определяет их мотивы не абстрактной классовой борьбой, а конкретными практичными задачами, даже чертами характера:
- Октавиан "отличался большой осторожностью и скрытным характером".
- Папа Григорий VII "взял на себя задачу исправить нравственность монахов"
- Мартин Лютер "детские годы были тяжелы и безотрадны. Родители были крайне бедны и строго воспитывали детей"
Затем уже возникает описание дел и свершений, как бы плавно перетекающих из обстоятельств жизненных, качеств, мыслей и желаний.
К чему это всё ведет? К тому, что воспитываясь на такой истории, человек определяет себя тоже как личность. Уже на этом этапе возникает разность восприятия истории между школьником советским и латышским.
Кстати, особых антироссийских настроений в учебнике не замечено. Другое дело, что России там вообще мало, отдельно не рассматривается ни один русский исторический деятель. В основном европейская история, хоть учебник в названии и обещает всеобщую. Но и там, где Россия упоминается, тон очень уважительный. Да, Наполеона, в первую очередь прогнали из России зима и холода, но доблесть русской армии никак не отрицается. А в части Венского конгресса Александр I прямо называется "главным виновником падения всесильного властелина". Там же говорится, что остальные государства "опасаясь чрезмерного усиления России....интриговали против него". Для XX века очень взвешенный и разумный подход к изложению истории.
Даже итоги неудачной для России Японской войны начала XX века сформулированы весьма сдержанно: "Колониальные предприятия России оказались неудачными".
И вот в конце повествования читатель этой истории получает небольшой рассказ про Мировую войну, где сказано, что Советское правительство заключило с Германией мир, и Россия вышла из союза (Антанты).
И дальше и вовсе очень громкий финал учебника. Рассказывается о том, что в итоге, все те, кто был по другую сторону - все империи распались. И как результат, на этом всём ломе "целый ряд народностей, населявших Россию" объявили себя самостоятельными. И заканчивается учебник, как венцом творения - "Латвия признана важнейшими европейскими державами, сделалась полноправным членом в семье полноправных государств". Заметьте формулировку: "не вошла состав", а именно "стала полноправным членом" - это большая смысловая разница в ощущении себя.
Это 1928 год. Впереди долгая попытка приобщить людей, воспитанных на таких учебниках к единой семье народов, где все люди равны, где все люди едины.