Читаем Чехова
rikki_t_tavi — 28.05.2010 Исполнила желание, которое живет со мной последнее время - рассказать вам "Чайку" Чехова:) Есть же такой странный жанр у меня в журнале под условным названием "кандид, а кандид" - когда я рассказываю то, что вы и сами видели или читали. Сегодня написала первый большой кусок про "Чайку". Пьесы Чехова в юности я страшно не любила, они казались мне напыщенными и скучными. А потом, во взрослом возрасте залюбила - за удивительные антропологические завивы, за характеры и наблюдения. Перечитала недавно "Чайку", пришла в восторг снова. Теперь буду делиться:)Милосердно все убираю под кат.
Главные действующие лица.
Все действие пьесы происходит в усадьбе на берегу озера. Судя по упоминанию Одессы и Киева, местность должна быть южно-русская, Чехов и «Неоконченную пьесу» поместил в те места, герои там говорят, встречаясь после зимы – «мы за вами так скучали!» Вокруг озера раскинулись шесть помещичьих усадеб. Жизнь нынешняя приутихла и обитатели разъехались или остепенились, а десять-пятнадцать лет назад била ключом, вечера, пение, романы и веселье несмолкаемое.
Но и сейчас в пьесе почти все влюблены и влюблены мучительно по кругу, практически никто не взаимно.
Усадьба принадлежит Сорину Петру Николаевичу, ему за 60, он отставной судейский. Служил в одном ведомстве долго – 28 лет, дослужился до чина примерно генерал-лейтенантского, звался «его превосходительство». Здоровье его подводит, у него болят ноги и иногда его возят в кресле. 60 лет – почтенный возраст в конце девятнадцатого века.
Обе мечты Сорина – быть литератором и жениться – не исполнились. Он некрасив и никогда не нравился женщинам. Сейчас он вышел в отставку и живет в своем имении. Никогда ему не нравилось в деревне, он начинал тосковать от всякого вздора, приезжая в отпуск, а теперь и вовсе киснет, когда нужно тут жить постоянно. Ему хочется в город, где театры, выезды, клубы, люди, а не просо и картошка. Денег у него нет совсем. Он получает пенсию, и всю ее забирает у него ушлый управляющий Шамраев.
Шамраев – очень показательная фигура. Он, якобы, так заботится о хозяйстве поместья, что все средства уходят туда – но уходят, как в трубу. Никаких доходов поместье не приносит, и Сорин живет там, имея просто крышу над головой и еду – больше ничего. Шамраева просят искательно, как об одолжении – отвязать собаку, чтобы не выла ночью, дать лошадей доехать до станции – он грубо отказывает.
Что-то в его характере есть такое типичное – человек при маленькой власти и все силы кладет на то, чтобы показать всем остальным, что он хозяин и им ничего не обломится. При этом, лишая этих людей того, что они просят, он не создает из того, что захапал, ничего нового, никак не приращивает. Я понимаю, если бы он, трясясь над каждой копейкой и каждой лошадью, получал доходы и вел процветающее хозяйство – так ведь и этого нет. Все его колеса крутятся вхолостую – лишь бы не дать людям того, что они хотят.
И сам помещик Сорин слушается его как дитя, вместо того, чтобы выгнать взашей и найти управляющего, у которого бы имение приносило деньги и который почтительно бы обращался с хозяином. Это все те чеховские помещики, которые живут, как живется, несет их лиса за темные леса – они и несутся.
С Сориным в поместье живет молодой человек, его племянник, Константин Треплев. Он сын сестры Сорина, известной актрисы. Ирина Николаевна на сцене носит красивую фамилию Аркадина. В отличие от братца, она не сморчковый пенек, а красивая, активная, молодо выглядящая женщина. Ей сорок три, и ранний ребенок, которому сейчас 25, постоянно напоминает ей о возрасте. Без меня, говорит Константин, ей тридцать два – а при мне сорок три. Она успешная актриса, с бурной карьерой и обожанием публики. Но актерская жизнь накладывает свой отпечаток – она часто ведет себя наигранно, экзальтированно, как перед воображаемой публикой, с мысленными раскланиваниями и выходами на апплодисменты.
Между ангажементами она теперь гостит в имении брата, ей скучно, не хватает публики, она ревнива к чужим успехам и попыткам что-то сделать. С собой она привезла молодого писателя, которому что-то лет тридцать пять ( оттого-то ей актерские 32). Он известен, любим публикой, погружен в себя – и сошелся с красивой актрисой, скорее всего не потому что так захотел, а потому что она его увлекла и заботится о нем и возит за собой, а он позволяет себя любить. Она богата, в Одесском банке у нее семьдесят тысяч, но скупа чрезвычайно, если дело не касается ее туалетов и прихотей.
Сын ее живет у дяди в деревне – собственно говоря, из милости. Денег своих у него нет, мать ему не дает совершенно. По документам он киевский мещанин, поскольку в таком сословье был его отец, тоже актер.
Мещане – городские жители без особой направленности. Купцы торгуют, мастеровые производят что-то, мещане – просто живут. Звание это было наследственным, просто так выпрыгнуть из него молодой человек не может. Еще совсем недавно, лет тридцать назад, мещан могли подвергнуть телесным наказаниям – провинился – выпороть. Они не могли поступать на государственную службу. Могли заниматься мелкой торговлей или работать по найму.
Мальчик вырос среди писателей и актеров, просвещенной публики, интересных людей – и при этом он никто и жизнь его тупиковая совершенно. С благородным воспитанием пойти папиросами на улице торговать? Наниматься дворы мести? Ничего другого ему нельзя. Мещанину даже нельзя уехать из города, куда он приписан, он должен получать разрешение и временный паспорт, чтобы съездить за пределы города. Есть выход – получить образование. Если бы он закончил университет, он бы перешел в категорию разночинцев и мог бы заниматься интеллектуальным трудом, преподавать, иметь профессию. Но из университета ему пришлось уйти с третьего курса, как он сам туманно говорит – по причинам, не зависящим от редакции. Я думаю, мать перестала ему давать деньги, и ему просто стало не на что жить и учиться. Может быть, в это время умер ее муж, и она занялась своей личной жизнью, может, его содержал дядя, а когда вышел в отставку, больше не смог.
На момент начала пьесы Константину 25, он живет в деревне без денег, без возможностей, без приличной одежды даже. У него нет элементарного пальто на холода и три года он носит один-единственный сюртучишко.
Как и дядя, он страстно хочет стать писателем, пишет пьесы в своей деревне. Родители его актеры, вырос он при театральной жизни, кругом знакомые писатели - это тот мир, который он знает. Но существующий театр, показывающий либо классические пьесы, либо сцены современной жизни, его раздражает, ему хочется перемен в театре, реформ, новых форм. Нынешний «станиславский» театр кажется ему мертвечиной – там люди как в жизни. Его внутренняя идея состоит в том, что театр не должен показывать жизнь как она есть, как она банально протекает, и не должен показывать жизнь идеальную – какая она должна быть, а такую, какой она представляется в мечтах.
Это декадентство конца века, всех мает чем-то, в Европе взрыв интереса к феям и духам, прерафаэлиты возродили романтическую тоску по средневековью. Красивая узорчатость, духи и воплощения кружат голову ему, как молодому писателю. Тоска жизни в деревне, оторванность от сильной жизни с чувствами плюс меланхолическая красота природы выливаются у него в пьесу с абстрактным сюжетом, вполне в духе современных фэнтези. Мир давно погиб, осталась мировая душа и она должна бороться с дьяволом за победу.
Константин Треплев влюблен в соседскую девочку Нину. Ей 18 лет, она прелестная, трогательная, восторженная. У нее свои трагедии. Ее мать обладала огромными деньгами, но то ли не любила девочку, то ли страстно была влюблена в мужа – но завещала все деньги полностью ему. И к несчастью умерла. Огромное состояние перешло к отцу, он женился снова и теперь уже своей новой жене завещал все свои богатства. У Нины нет ни копейки своей – и нет надежд на будущие деньги. От семейных богатств она полностью отрезана по бумагам, а по чувствам отец и не думает поделиться с нею деньгами.
В пьесе все задвоено, каждая ситуация, каждая позиция повторяется дважды – как отражение в озере, на берегу которого все происходит. Вот и эти двое молодых людей, как близнецы – оба имеют богатых родителей, у обоих нет ни копейки, оба вынуждены жить в деревне, не имея никаких перспектив, у обоих только крыша над головой и еда на столе, больше никаких средств на личные желания. Оба мечтают о театре, он – как драматург, она как актриса. Он влюблен в нее безумно, ей кажется, что она его тоже как-то любит. Оба, как потом выяснится, не слишком талантливы, одной любви к искусству и страстного желания мало.
Теперь уже эта пара, как в озере отражается в другой паре - актриса Аркадина и ее увлечение драматург Тригорин. Они вместе, они такая же теоретически идеальная пара, как Нина и Треплев – писатель и актриса. Но они в отличие от юных героев, талантливы и успешны. Ей рукоплещут, его осаждают поклонницы таланта. Она играет , его требуют издательства.
Но есть и третья пара, третье слабое отражение, отзвук. Аркадина ненавидит, когда ей говорят о Дузе, великой драматической актрисе ее времени. Тригорин тоскует, что все, что про него говорят – мило, талантливо, но не Толстой, конечно.
Они талантливы и успешны – но не гениальны и невероятно знамениты.
Продолжение будет потом
|
</> |