
Чистильщики

Внезапную остановку показа «Эпидемии» на платформе Premier (холдинг Газпроммедиа) режиссер Павел Костомаров все же назвал «цензурой», хотя они заранее и договорились с Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым (руководители PREMIER Studios) вообще не комментировать происходящее. Любопытно, что о «прерванном полете» своего сериала Костомаров узнал из смски актера «Эпидемии».
Телеканал обещали возобновить показ в феврале. Но после скандала вдруг, как снег на голову, сослались на «просьбу зрителей» и решили показать сразу и пятую, и шестую серии. В одной связке. В пятой сохранили авторскую версию, в которой силовики расстреливают местных жителей из-за распространяющегося вируса и последовавших за этим беспорядков, сгоняют людей в автобусы. Идет чудовищная зачистка района, в ответ на которую зажигается пламя неповиновения, народного мятежа.
Шестая серия теперь начинается с пролога, по всей видимости, спешно вмонтированного в фильм (продюсер Валерий Федорович в фейсбуке накануне вечером опубликовал закодированное предупреждение: «1234...5 и 6 — завтра. Надеюсь, успеем»). Радиодиктор сообщает зрителю ключевую информацию: «...Пока рано делать выводы, но, судя по всему, власть в стране пытаются захватить незаконные вооруженные формирования. Они действуют по всей территории страны, выдавая себя за представителей власти. Кто отдает им приказы неизвестно. Под предлогом эвакуации, людей выгоняют на улицы, а тех, кто оказывает сопротивление, — ликвидируют. Зафиксировано уже несколько вооруженных стычек местного населения с так называемыми «чистильщиками». Будем надеяться, что обстановку удастся стабилизировать. Действующие власти призывают людей не покидать жилища и не идти на контакт с представителями незаконных формирований...»
Кроме того, это стало программным заявлением, обозначающим сформированную после летних протестов позицию власти. Так сказать обращение «Информбюро» к населению страны.
Значит так. Повторим для наглядности. «Власть в стране пытаются захватить незаконные вооруженные (не будем уточнять чем — пластиковым стаканчиком, или пластиковой бутылкой, потому что пластиковая бутылка, как объяснил президент, превратится в стеклянную, а потом в камень…) формирования. И главное: «Действующие власти призывают людей не покидать жилища!»
Любопытно было бы увидеть, как, кем писался этот текст, с какими чинами в штатском согласовывался. Разумеется, в фантастическом романе Яны Вагнер, опубликованном еще в 2011-м его нет.
Автор сценария Роман Кантор, написавший сценарий по мотивам романа Вагнер, от комментариев отказывается. Все причастные верны заговору молчания.
Страна у нас особенная, где лопата цензуры работает почти с той же силой эффективности, как тотальный рекламный обстрел Первого канала.
После снятия с показа на интернет-канале Premier пятой и шестой серии в СМИ вышли тексты с заголовками «Почему остановка сериала «Эпидемия» — его лучшая реклама». Но у меня есть внутреннее несогласие с вроде бы очевидной идеей, что скандал — лучшее из средств продвижения. Ведь этому набирающему обороты силовому вмешательству в создание и показ кино- и сериальных проектов практически нет никакого противодействия.
В чем же дело? Как нам кажется, авторы сериала нащупали действительно болевую тему: эпидемия силового вмешательства набирает обороты, охватывая все новые и новые территории. В том числе и территории кинематографа, и пространство развлекательных каналов, и вроде бы независимого интернета.
В канун скандала с антиутопией Костомарова ТНТ снял с эфира украинский комедийный сериал «Слуга народа» с Владимиром Зеленским в главной роли.
Как противостоять этой эпидемии цензуры не понимают ни зрители, ни владельцы платформ, ни создатели сериалов. Но если ей не противостоять, она покалечит всех. И авторов, и зрителей. Погасит развитие поднявшим было голову приличным отечественным сериалам. Еще Бернард Шоу прозорливо заметил: «Цензура в конце концов приходит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, которые никто не читает».
В комментарии «Новой» Павел Костомаров повторил, что обещал не
комментировать звуковое оформление шестой серии. Но рассказал, что
никто не просил его перемонтировать пятую и шестую серию. На вопрос
о продолжении сериала — сообщил следующее: «Насколько я знаю, над
сценарием продолжения уже начали работать, но я не инициатор
второго сезона. И в его создании участия не принимаю».
Лариса Малюкова
обозреватель «Новой»
|
</> |