Картель выходит на новые рынки
novayagazeta — 22.12.2019 Теги: Трамп Как новая сделка ОПЕК+ связана с революцией в сфере электромобилей.Событий на рынке нефти всегда немало, благо отрасль большая, влияние ее на мировую экономику и финансы велико. На первый взгляд, главным, что случилось на этом рынке за последнее время, было IPO крупнейшей нефтедобывающей компании мира — Saudi Aramco, в ходе которого от продажи 1,5% акций было выручено $26,5 млрд, капитализация же саудовского гиганта зафиксировалась на уровне $1,7 трлн.
При этом продавец очень четко дал понять, что его интересует не столько размер поступлений в бюджет от продажи акций, сколько «столбление» определенного уровня капитализации. Это наводит на мысль о том, что
Мало кто об этом помнит, но после нефтяного бума 1973–1985 гг.
Саудовская Аравия была одним из крупнейших заемщиков на мировом
рынке капитала.
К этому событию была приурочена и очередная встреча ОПЕК+, на которой Саудовская Аравия заявила, что берет на себя односторонее обязательство сократить добычу дополнительно на 400 тысяч баррелей в день. Стороны также договорились установить выполнение договоренностей на уровне 100%.
Проблема в том, что участники ОПЕК+ и так «перевыполняли план», выдерживая реальное сокращение добычи почти в полтора раза больше, чем значилось в документах. Таким образом понижение добычи на полмиллиона баррелей при снижении выполнения соглашения со 145% до 100% может означать даже некоторое увеличение добычи.
Потому и рынок нефти отреагировал на столь благоприятную новость весьма вяло. Да и несмотря на утечки о том, что Саудовская Аравия (накануне IPO!) готова едва ли не объявить войну не выполняющей свои обязательства России, рынок прекрасно понимал, что какое-то сокращение добычи на встрече ОПЕК будет заявлено, и заранее учел это в цене нефти.
С другой стороны, все понимают, что за время действия новой сделки ОПЕК+ добыча в одних только США прибавит более 500 тысяч баррелей, полностью перекрывая достигнутое ОПЕК+ снижение. А ведь еще добавится порядка миллиона баррелей в день прироста добычи в Бразилии и Норвегии.
Возникает вопрос:
Отягчается это еще и тем, что без сделки ОПЕК+ ввиду очень большого избытка нефти на рынке цена вполне могла быть на уровне столь низком, что сделала бы бессмысленной сланцевую нефтедобычу в США, добычу на морском шельфе Норвегии и Бразилии, а также добычу нефти из битумозных песков в той же Канаде.
Скажем прямо: понимает прекрасно. Что же тогда стоит за сделкой ОПЕК+, раз речь явно идет не о том, что бы задушить конкурентов низкими ценами?
Я могу предложить два объяснения:
-
ОПЕК пытается усадить США в одну лодку с собой. Если превратить эту
страну в крупнейшего в мире нефтедобытчика и экспортера нефти и
нефтепродуктов, США будут заинтересованы в достаточно высокой
стоимости нефти. Это поставит их в зависимость от ОПЕК, которая эту
стоимость может в любой момент обрушить (правда, в отличие от
сырьевых экономик стран-участниц ОПЕК+, экономика США
диверсифицирована, и другие отрасли скорее теряют от дорогой
нефти).
-
Возможно, существует договоренность между ОПЕК и администрацией
Трампа, где ОПЕК жертвует в пользу США частью рынка, а Трамп
пытается снять главную стратегическую угрозу для рынка нефти —
электромобилизацию мирового автопарка. Для чего, как мы знаем, он
действительно прилагает немалые усилия.
Заметьте, предложенные объяснения не исключают друг друга, а в некоторой степени даже взаимодополняют, так что очень может быть, что верны оба.
На снижение стоимости нефти повлияло и серьезное ухудшение перспектив сделки США с Китаем. Фактически на прошедшей неделе всем стало ясно, что сделки в ближайшее время не будет, а значит, развязанная Трампом торговая война с Китаем продолжит отрицательно влиять на обе крупнейшие мировые экономики, каждая из которых балансирует на грани нового кризиса.
В то же время на прошедшей неделе произошли и поистине революционные изменения в сфере электротранспорта. С одной стороны, крупнейший в мире производитель электромобилей, китайский автоконцерн BYD, заявил о том, что в первом квартале 2020 года запускает массовое производство батарей для электромобилей, стоимость которых на 30% ниже, чем у кого бы то ни было прежде.
В 2018 году средняя стоимость батареи составляла $180 за кВт*ч, после вычета заявленных китайцами 30% получаем $126 за кВт*ч. Напомню: до самого недавнего времени постулировалось, что
И вот, возможно, он уже достигнут — и проверить это мы сможем не когда-нибудь в отдаленном будущем, а прямо в первом полугодии следующего года. Кроме того, по итогам 2019 года стоимость батарей упала до $156 / кВт*ч, так что даже если BYD «ошибается» со своим заявлением, где-то в 2021 году производители батарей все равно выйдут на искомые $125/кВт*ч.
Правда теперь говорят, что этот уровень составляет уже $100/кВт*ч. Даже если так, то и до этой цифры осталось не так уж далеко. Прогресс в этой области очень велик и быстр: если в 2010 году средняя стоимость батареи составляла $1100/кВт*ч, то к концу 2019 года она упала на 86%.
С другой стороны, Австрия первой из стран «старой Европы» ввела углеродный налог на выбросы СО2 автомобилями, по ставке от 1% до 2% стоимости автомобиля — в зависимости от размера выброса, что ухудшает экономику пользования привычным нам автомобилем с ДВС. Вполне вероятно, что пример Австрии будет подхвачен и другими европейскими странами, в последние месяцы активно — на уровне национальных правительств — обсуждающими введение углеродного налога на импорт.
Американская «Дженерал Моторс» на прошедшей неделе, похоже развернулась лицом к электромобилям, выдав на-гора сразу три новости: во-первых, о строительстве совместного с LG завода по производству аккумуляторов для электромобилей, в который партнеры вкладывают $2,3 млрд; во-вторых, анонсировав создание собственной лаборатории по разработке электромобилей; и, в-третьих, объявив о том, что в 2021 году выйдет в свет первый электропикап от GM.
Южнокорейский Hyundai заявил о том, что в следующие пять лет инвестирует $52 млрд в новые технологии, в первую очередь в разработку и выпуск электромобилей. Китай официально повысил цель по доле электромобилей в новых автопродажах на 2025 год — с 20% до 25%.
Как видите, щемят нас сразу с двух сторон: увеличением конкуренции
на мировом рынке нефти прямо и нарастающим темпом
электромобилизации — стратегической угрозой нашей сырьевой
экономике.
Максим Авербух
Директор Института прогнозирования конъюнктуры сырьевого
рынка
|
</> |
Оставить комментарий
Популярные посты:
- Трамп назвал задержку импичмента нарушением конституции Газета.Ru
- Дональд Трамп обвинил демократов в нарушении конституции Московский Комсомолец
- Сторонники Трампа стремятся использовать импичмент как мотивацию для избирателей ГОЛОС АМЕРИКИ
- Трамп считает, что демократы нарушают конституцию, затягивая с импичментом ТАСС
- Трамп обвинил демократов в намерении установить социализм в США DW НА РУССКОМ
- Взгляд с разных сторон в приложении "Google Новости"
- Счастливого импичмента, Америка! Историческое решение против Трампа может подорвать избирательную кампанию его конкурентов Новая газета
- Трамп потребовал немедленно начать процесс по импичменту Газета.Ru
- Трамп потребовал немедленно начать процесс по импичменту в сенате РИА НОВОСТИ
- Трамп потребовал немедленного начала процесса по импичменту РБК
- Трамп обвинил демократов в нарушении конституции Российская Газета
- Взгляд с разных сторон в приложении "Google Новости"