Чиркунов в Ведомостях о культурной столице

— Специально мы ничего не выбирали. Проекты, связанные с культурой, оказались для меня такой же неожиданностью, как и для всех окружающих. Началось все с того, что сенатор Сергей Гордеев убедил меня в необходимости делать мастер-план города Перми, и приступил к работе. Он пригласил лучшего градопланировщика, который сейчас делает мастер-план для Олимпийских игр в Лондоне, проектирует железнодорожный вокзал Цюриха и новый городской микрорайон на месте речного порта Гамбурга.
Потом по рекомендации Гордеева я познакомился с Маратом Гельманом. Первый наш разговор меня зацепил. Марат сказал: «Дело моей жизни — создать музей современного искусства «Русское бедное».
Сергей Гордеев подключился к проекту, выступил спонсором, и такая выставка была организована в Перми. Я шел на нее с напряжением. Знаете, как иногда ведут себя люди на выставках современного искусства? Ничего не понимают, но на всякий случай говорят: «Великолепно! Гениально!» — или что-то подобное. Вот и я настроился демонстрировать те же эмоции. Но я пришел на выставку, и меня поразило количество улыбающихся людей.
Проект «Русское бедное» оказался удивительным с точки зрения эмоций, которые он вызывал в людях. Человек видит скелет животного, сделанный из старинных вешалок или рубанков, и это вызывает улыбку, повышает настроение, т. е. разбавляет серые будни. Только ради этого стоило делать этот проект.
После выставки Марат Гельман оказался в жесткой конфронтации с местными деятелями культуры и ему пришлось доказывать, что он не инородец, его искусство может стать понятным и близким пермякам. Он сделал проект «Живая Пермь», и это был второй прорыв, в подготовке которого участвовали тысячи творческих людей. Через год «Живая Пермь» повторилась и объединила уже художников из Екатеринбурга, Самары, Петербурга. Стало понятно, что у творческих людей есть потребность собираться и самовыражаться. В следующем году мы сделаем проект «Белые ночи в Перми». Если уж отбирать у Санкт-Петербурга имидж культурной столицы, так со всеми атрибутами (смеется). Впрочем, во всех этих проектах я выступаю в роли человека, который только обеспечивает площадку для их реализации, а все остальное я отдаю в руки профессионалов.
— А как власти Петербурга реагируют на ваши культурные инициативы и название вашего проекта?
— Мне очень нравятся питерцы. Их глава комитета по культуре Антон Губанков хоть человек и молодой, но очень мудрый. Когда он услышал про проект «Пермь — культурная столица Европы», то сказал нам спасибо. Потому что с момента появления нашего проекта он получил возможность прийти в кабинет любого чиновника Санкт-Петербурга и сказать: «Друзья, либо финансируйте культуру, либо смиритесь с потерей лидерства в сфере культуры». Для организации совместных мероприятий мы с Петербургом заключили культурный альянс, к которому присоединяются и другие города. Наш проект называется «Пермь — культурная столица Европы». Такая программа есть у Европейского союза. Это, по сути, конкурс, по итогам которого тот или иной город, кроме, разумеется, таких признанных культурных центров, как, например, Париж и Лондон, на год объявляется центром творческой жизни Европы. То есть европейцы изобрели инструмент, благодаря которому они новые города «наносят» на туристическую карту Европы. Вот к этому стремимся и мы. Наша задача — получить возможность стать равноправным участником этого проекта ЕС. И при этом нас совсем не смущает, что в соответствии с правилами в нем могут участвовать только члены Евросоюза. В названии же проекта это не отражено! Так вот, наполовину в шутку — наполовину всерьез мы и заявляем о своем амбициозном плане. Более того, делаем многое, чтобы со временем претворить его в жизнь.
— И что же, Пермь подала заявку на участие в программе?
— Мы ведем предварительные переговоры с представителями ЕС, культурными атташе и другими заинтересованными людьми, рассказываем о своем проекте. У кого-то он встречает горячую поддержку, кто-то просто улыбается. Мы еще далеки от официальной процедуры, но начинаем формировать мотивы для руководства нашей страны — почему бы России не вписать в ряд таких масштабных мероприятий, как, например, Сочи-2014, Универсиада и, возможно, европейское футбольное первенство, еще и «Культурную столицу Европы»? И почему Пермь не может стать такой культурной столицей?
— Если вы теоретически попадете в программу ЕС, что это даст городу?
— Конечно, мы не рассчитываем, что ЕС осыплет нас монетным дождем. Больших денег не дадут. Но это пиар, это трафик туристов, которые по этому проекту привыкли приезжать в города — участники программы. На первом этапе, чтобы претендовать на звание культурного центра, подготовить инфраструктуру города к приему туристов, деньги придется тратить нам самим.
Но ведь стоимость инвестиций в культуру принципиально ниже, чем, скажем, в спорт. Я помню, когда в 90-х Сергей Кущенко создал в Перми баскетбольную команду «Урал-Грейт», он понял, что за небольшие деньги может купить лучших мировых игроков, способных вывести команду и в чемпионы страны, и в чемпионы Европы. Сейчас ситуация изменилась, и лишь для того, чтобы удержаться в высшей лиге, нужно вкладывать колоссальные деньги. То есть рынок перегрет, игроки слишком дорогие. А в культуре еще рынка нет.
Деятели культуры работают с нами чуть ли не бесплатно. Для пермских художников важнее не столько деньги заработать, сколько получить канал коммуникаций, познакомиться со своими западными коллегами, перенять опыт работы, а уж поучаствовать в выставке в Париже — это вообще мечта. Уже есть прецеденты, когда наших художников после выставки в Перми приглашают в европейские города. Так что мы вербуем своих идеологических союзников, а не покупаем их за миллионы долларов. А вот через 10 лет их придется покупать за миллионы — это понимаем и мы, и они. Но к этому моменту наши музеи будут обладателями больших коллекций.
— Какие инвестиции потребуются культурной столице из краевого и федерального бюджета?
— Какие-то предварительные подсчеты есть. Но нельзя сказать, что нужны деньги только на программу. Для культурной столицы Европы надо построить новое здание аэропорта, реконструировать железнодорожный вокзал, построить новые музеи, театр, туристскую инфраструктуру.
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/248005/vklyuchite_gabarity_opasno_tak_ezdit_oleg_chirkunov#ixzz12q597Ufn