Чей Курск?
diak_kuraev — 01.10.202418+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА>
Весна 1643 года на южном русском пограничье
выдалась ранней и тревожной. Прошлогодняя засуха
и наступивший голод в Крыму помогли татарским
мурзам собирать под свои знамена многие тысячи
воинов для грабежа русских сел и
деревень. Кроме того, им удалось заключить сделку с
запорожскими казаками о совместных действиях, согласно
которой весь полон поступал в руки татар, а прочая добыча: лошади,
деньги и домашнее имущество, должна была доставаться продажным
черкасам.
Несмотря на попытки курского гарнизона остановить набег, татары
весьма основательно повоевали Курский уезд, забрали немалый полон и
ушли в степь Муравским шляхом.
В то же время татары продолжили набеги на сёла и деревни
Тускарского и Обмятцкого станов, в которых многие поместья детей
боярских разграбили, и пожгли, и полон взяли. Особенно сильно
пострадали от татар вотчинные деревни Курского Богородицкого
монастыря в Обмятцком стане (Жерновец, Тазово, Долгая и Служня), в
них «дворы, и гумна, и хлеб в кладех пожгли татаровя, и на полях
рожь и всякой яровой хлеб потравили и потолочили». А в Тускарском
стане в монастырской деревне, «что была пустошь, на реке Рати под
Святым лесом, на Святом колодезе (д. Старая Слободка) шесть мест
дворовых крестьянских, два места бобыльских запустели от татарского
разоренья и пожоги, а крестьян и бобылей с женами и с детьми побили
и в полон поимали татаровя». Общее количество людских потерь в
Курском уезде не известно, но со слов татар взяли они полона
«несчётно».
В начале 1644 года дети боярские Тускарского и Обмятцкого станов
совместно с монахами Курского Богородицкого монастыря подают царю
челобитную, в которой просят освободить их от части сбора посопного
хлеба (подать, выплачиваемая зерном) на текущий год из-за из
бедственного положения после татарских набегов:
«Царю, государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси бьют
челом богомольцы твои, государь, Пречистые Богородицы Курского
монастыря строитель Варламище с братьею, да холопы твои, государь,
курчане детишки боярские Тускорскаго и Обмецкаго стана. Испомещены
мы, холопы твои, многие в тех в двух станах, как и город Курск
стал. И грехом нашим почили быть приходы частые крымских людей,
воюют ежелет нас, а поместьишка наши стали с прихода крымских людей
на сакме. И в прошлом, государь, во 151 (1643) году приходили под
Курск и в Курский уезд в те два стана татарове многие люди в одном
лете трижды, и коши свои ставили в монастырской вотчине в деревнях,
и воевали большою войною, церкви Божии осквернили, и престолы
ободрали, а иныя церкви пожгли, и многих людей в полон поимали, а
иных побили, села и деревни многия пожгли, а монастырскую вотчину
заступницы нашей Пречистыя Богородицы выжгли всю до кола, жен
наших, и детей, и крестьянишек, и людишек наших в полон поимали и
побили, и хлеб весь ржаной и яровой потолочили, и остаточного
пожать не дали, и впредь ко 152 (1644) году ржи сеять не дали
грехом нашим всполохи частые. Покиня свои домишки, которые
остались, живем в городе, а поместьишки наши стали на татарской
сакме. А которая, государь, наша братья и детишки боярские остались
без жен и без детей, и те, покиня свои кучанки, побрели по разным
городам, потому платить твоего государева платежа ямских и
стрелецких денег и отсыпного хлеба и под послов подвод некем и
нечем, совсем разорены до конца. Милосердный государь, пожалуй нас,
бедных и разоренных богомольцев и холопов своих, вели нам в своих
государевых платежах польготить, как тебе, государь, Бог известит,
и последним бы нам, холопам твоим, и бобылишкам нашим не
разбрестись розно, и твоей бы службы не отбыть, и вели, государь,
нашей бедности и разорение в двух станах, в Тускорском и в
Обмецком, монастырской вотчинки и наших поместьишек дозрить своему
государеву воеводе Ивану Филипповичу Стрешневу. Царь, государь,
смилуйся, пожалуй».
ИСТОЧНИКИ:
1. Новосельский А. А. Борьба Московского государства с татарами в
первой половине XVII века, М.-Л., 1948, стр. 316-323.
2. 1645 г. Писцовая выпись о вотчине монастыря Курской иконы Божіей
Матери в кн. Чтения в Обществе истории и древностей российских при
Московском университете, 1896 г., Кн. 3 (178), V. Смесь, стр.
19-32.
3. Новомбергский Н.Я. Очерки внутреннего управления в Московской
Руси XVII столетия: Продовольственное строение, т. 1, 1914 г., стр.
25-27.
https://vk.com/club195793147?w=wall-195793147_560/all
Вопрос: считали ли запорожские казаки Курскую землю населенной своими же «украинцами»? Если да — то отчего же такое зло они навели на ее жителей? А если нет — то как они и татары отличали русских от местных «черкесов»? Требовали сказать паляница?
Это я не к территориальным спорам. А к тому, что нельзя героизировать профессиональных грабителей-мерзавцев.
|
</> |