Чей Курск?

топ 100 блогов diak_kuraev01.10.2024

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА>

Весна 1643 года на южном русском пограничье выдалась ранней и тревожной. Прошлогодняя засуха и наступивший голод в Крыму помогли татарским мурзам собирать под свои знамена многие тысячи воинов для грабежа русских сел и деревень. Кроме того, им удалось заключить сделку с запорожскими казаками о совместных действиях, согласно которой весь полон поступал в руки татар, а прочая добыча: лошади, деньги и домашнее имущество, должна была доставаться продажным черкасам.

Несмотря на попытки курского гарнизона остановить набег, татары весьма основательно повоевали Курский уезд, забрали немалый полон и ушли в степь Муравским шляхом.

В то же время татары продолжили набеги на сёла и деревни Тускарского и Обмятцкого станов, в которых многие поместья детей боярских разграбили, и пожгли, и полон взяли. Особенно сильно пострадали от татар вотчинные деревни Курского Богородицкого монастыря в Обмятцком стане (Жерновец, Тазово, Долгая и Служня), в них «дворы, и гумна, и хлеб в кладех пожгли татаровя, и на полях рожь и всякой яровой хлеб потравили и потолочили». А в Тускарском стане в монастырской деревне, «что была пустошь, на реке Рати под Святым лесом, на Святом колодезе (д. Старая Слободка) шесть мест дворовых крестьянских, два места бобыльских запустели от татарского разоренья и пожоги, а крестьян и бобылей с женами и с детьми побили и в полон поимали татаровя». Общее количество людских потерь в Курском уезде не известно, но со слов татар взяли они полона «несчётно».

В начале 1644 года дети боярские Тускарского и Обмятцкого станов совместно с монахами Курского Богородицкого монастыря подают царю челобитную, в которой просят освободить их от части сбора посопного хлеба (подать, выплачиваемая зерном) на текущий год из-за из бедственного положения после татарских набегов:

«Царю, государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси бьют челом богомольцы твои, государь, Пречистые Богородицы Курского монастыря строитель Варламище с братьею, да холопы твои, государь, курчане детишки боярские Тускорскаго и Обмецкаго стана. Испомещены мы, холопы твои, многие в тех в двух станах, как и город Курск стал. И грехом нашим почили быть приходы частые крымских людей, воюют ежелет нас, а поместьишка наши стали с прихода крымских людей на сакме. И в прошлом, государь, во 151 (1643) году приходили под Курск и в Курский уезд в те два стана татарове многие люди в одном лете трижды, и коши свои ставили в монастырской вотчине в деревнях, и воевали большою войною, церкви Божии осквернили, и престолы ободрали, а иныя церкви пожгли, и многих людей в полон поимали, а иных побили, села и деревни многия пожгли, а монастырскую вотчину заступницы нашей Пречистыя Богородицы выжгли всю до кола, жен наших, и детей, и крестьянишек, и людишек наших в полон поимали и побили, и хлеб весь ржаной и яровой потолочили, и остаточного пожать не дали, и впредь ко 152 (1644) году ржи сеять не дали грехом нашим всполохи частые. Покиня свои домишки, которые остались, живем в городе, а поместьишки наши стали на татарской сакме. А которая, государь, наша братья и детишки боярские остались без жен и без детей, и те, покиня свои кучанки, побрели по разным городам, потому платить твоего государева платежа ямских и стрелецких денег и отсыпного хлеба и под послов подвод некем и нечем, совсем разорены до конца. Милосердный государь, пожалуй нас, бедных и разоренных богомольцев и холопов своих, вели нам в своих государевых платежах польготить, как тебе, государь, Бог известит, и последним бы нам, холопам твоим, и бобылишкам нашим не разбрестись розно, и твоей бы службы не отбыть, и вели, государь, нашей бедности и разорение в двух станах, в Тускорском и в Обмецком, монастырской вотчинки и наших поместьишек дозрить своему государеву воеводе Ивану Филипповичу Стрешневу. Царь, государь, смилуйся, пожалуй».

ИСТОЧНИКИ:
1. Новосельский А. А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века, М.-Л., 1948, стр. 316-323.
2. 1645 г. Писцовая выпись о вотчине монастыря Курской иконы Божіей Матери в кн. Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете, 1896 г., Кн. 3 (178), V. Смесь, стр. 19-32.
3. Новомбергский Н.Я. Очерки внутреннего управления в Московской Руси XVII столетия: Продовольственное строение, т. 1, 1914 г., стр. 25-27.

https://vk.com/club195793147?w=wall-195793147_560/all

Вопрос: считали ли запорожские казаки Курскую землю населенной своими же «украинцами»? Если да — то отчего же такое зло они навели на ее жителей? А если нет — то как они и татары отличали русских от местных «черкесов»? Требовали сказать паляница?

Это я не к территориальным спорам. А к тому, что нельзя героизировать профессиональных грабителей-мерзавцев.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я, наверное, впервые пишу о фильме, который не видел. Да, и не уверен, что посмотрю, но по совершенно личным и субъективным причинам, просто  довольно давно нервная система плохо реагирует на подобные темы и не очень хочется рисковать. Однако я сейчас, скорее всего, не совсем ...
Добрый день! Столкнулась со странной для меня ситуацией - меня начинает раздражать собственное имя. Дело в том, что на работе я весь день слышу со всех сторон ...
Фото © Reuters. Как нарочно, в заглавной фотографии «восхитительно» буквально всё. И главный герой, мужчина средних лет с крашеными волосами. И род его занятий, совершенно не мужской , хотя некоторые историки утверждают, что вязание на спицах изобрели арабские мужчины-кочевники. И ...
Источник . Мифы и реальность древнего Рима на картинах английского мэтра живописи Сэра Эдварда Джона Пойнтера. Романтический взгляд, когда грань между реальностью и мифом стерта. Эрато, муза поэзии Сирена Уголок виллы Уголок рынка Chloe Dulcis ...
Ох, и тяжело носить такое всё и сразу. Впрочем, я не пробовала. Фотосессия JHOOM для рекламной кампании Neety Singh Jewellery Фотограф Chandrahas Prabhu ...