Четвертый полет Старшипа: когда реальность опережает мечты

Сегодня больше часа смотрел увлекательнейшее кино со стартом Старшипа. Третий полет закончился тем, что ракета-носитель вывела вторую крылатую ступень на орбиту, а сама потом взорвалась. Вторая ступень при входе в атмосферу закувыркалась и тоже взорвалась. Маск ожидал, что сегодня вторая ступень проникнет в атмосферу глубже, чем в предудущем полете. Сегодняшний полет был гораздо менее драматическим и превзошел самые смелые ожидания. Вот момент старта — гладкого, но один двигатель не включился.

Но ракета может компенсировать такие потери. Через три минуты первая ступень отделилась, отключила двигатели и стала снижаться на Мексиканским заливом, выравнивая свое положение с помощью аэродинамических рулей. В конце включились центральные двигатели (один, по-моему, тоже не включился), которые затормозили ракету над самой поверхностью воды — именно так, как планировалось. Вот фото, на котором ракета просто висит какое-то время над поверхностью моря, на которой видны волны. Скорость снижения — 9 км в час, почти пешеходная скорость.

Таким образом, первая ступень отработала имитацию мягкой посадки отлично. Конечно, Фалькон уже сделал кучу посадок, но Старшип — это совсем другая весовая категория тяжеловеса.
Вторая ступень достигла высоты более 200 км и стала запланированно снижаться над Африкой и Индийским океаном. На 46-минуте полета она была на высоте 98 км и уже окутана облаком плазмы:

Но сохраняла стабильность и нужную ориентацию, пошевеливая своими крыльями. Но вскоре поток плазмы стал буквально разъедать стык крыла и корпуса — от него стали отваливаться целые куски (один из таких — треугольный - виден на этом кадре):

Комментаторы были уверены, что крылья вот-вот отвалятся! Дальнейшее было плохо видно, потому что сажа закрыла объектив камеры. Но альтимометр показывал, что скорость корабля падает (то есть он успешно тормозится) и высота быстро уменьшается. Очевидно, что двигатели включились как надо, и что обгорелые крылья выполнили свою задачу — потому что на моменте полета 1 час, 5 минут, 57 секунд, высота была ноль, а скорость 2 км в час. Таким образом, четвертый полет Старшипа превзошел самые смелые мечты!
Конечно, результаты полета будут учтены, крылья укреплены и т.д. Но самое главное, что этот полет показал верность расчета Маска и его инженеров. А этот расчет опровергает аксиому о том, что чем меньше космический корабль, тем его легче запустить и посадить. Этот полет доказал, что чем больше корабль, тем он легче садится — благодаря своему большому корпусу и низкой средней плотности, он успевает так затормозится без двигателей, что ему достаточно умеренной теплоизоляции — в отличие от шаттлов, которые были обложены толстыми кирпичами теплозащиты.
Отмечу, что Маск стал пионером, который показал, что ракета может садится вертикально, на растопыренных ногах. И Китай уже двинулся по этому пути. А Маск уже снова на шаг впереди, потому что Старшип будет садится без ног, которые массивны и отнимают полезную нагрузку — он будет садится на уже имующиеся крылышки, повисая на Механозилле, как спортсмен на брусьях.
Я считаю, что Маск — гений, который показывает, чего может достичь менеджер, у которого есть инженерное образование и драйв. Естественно, его жутко ненавидят остальные американские менеджеры, у которых явно много чего не хватает. Ну и другие многочисленные лузеры с ними солидарны.
|
</> |