ЧЕТЫРЕ "ОСТРОВА СОКРОВИЩ"-3. КАНИКУЛЫ ДЖИМА
smelding — 12.07.20123."Остров сокровищ", Ленфильм, 1982, режиссёр Владимир Воробьёв.
Об этом фильме мне особенно трудно говорить объективно. Это фильм моего детства. Фильм школьных каникул, который заранее высматривали в программе, о начале которого мамы кричали в окно - и мы бросали все свои игры и со всех ног мчались домой.
Да, молодому поколению надо пояснить причины ажиотажа.
Интернета, в котором можно любой фильм посмотреть столько раз, сколько захочешь - не было.
Видеоиндустрии, позволившей покупать/брать в прокат сперва кассеты а потом диски - не было.
То есть единственно, где можно было посмотреть фильм - по телевизору(мы сейчас про телефильмы), и именно тогда, когда он идёт по программе.
Для полной красоты - телевидение работало часов восемь в сутки по трём каналам. И это был прогресс, потому что я хорошо помню, когда каналов было два. Вычтите из восьми часов всякие там новостные программы, утомительно-скушные "Сельские часы", и всякие там фильмы для взрослых - не, не то, что вы подумали, как можно, всего лишь очередную зевотную историю о том, как хорошее борется с лучшим, как на заводе инженер любит начальницу цеха на фоне перевыполнения плана.
На самом деле хороших фильмов и неплохих передач тоже было немало, но я, надеюсь. растолковал, почему мы ожидали их с таким нетерпением, и немедленно бросали все дела, стоило маме крикнуть от телевизора - "Остров сокровищ!".
В самом начале "пятилетки пышных похорон" Владимир Воробьёв в кои-то веки решил снять по "Острову сокровищ" не плакат во славу Мировой Революции и не карикатуру на империалистических хищников, а приключенческий фильм для детей. В котором всего поровну - и страшного, и смешного, и увлекательного - ровно столько, сколько надо.
Джима, видать, решили сделать ближе к советским школьникам - дали его роль девятилетнему пацану Феде Стукову, хотя уже и и с опытом работы в кино (он к тому времени уже и в "Томе Сойере" играл, и в "Руки вверх", и в "Ералаше" и много где ещё). В результате из фильма исчезло равноправное - хотя и не ахти какое героическое - участие Джима в рубке на абордажных тесаках во время штурма блокгауза людьми Сильвера, и эпизод с Хэндсом претерпел очередные изменения - уж во всяком случае Джим не перекидывает труп здоровенного бандюгана через фальшборт "как мешок с отрубями", "одним рывком". Но роль свою Федя играет неплохо (а вот во взрослые годы актер из него не вышел, увы - переключился на режиссёрскую работу). Во всяком случае, нам, тогдашним, было легко представлять Джима своим приятелем, с которым вон чего приключилось на каникулах...
Трелони перестали изображать гадом, хотя комические нотки два ли не сильнее, чем в первом фильме.
Немножко фанфарон, немножко выпивоха, неимоверное трепло - это незабываемое "К чёрррту сокрровища!" на полкорабля, пираты аж стойку дружную сделали. Но в общем добрый, без излишнего выпендрёжа - способен посмеяться над собой, и ошибки свои признавать, и не трус. Стржельчик создал очень запоминающийся образ.
Ливси... чуточку чересчур положительный, но ему судьба такая. В общем, идеальный образец школьного учителя, некоторым образом. Его несколько очеловечивает реакция на закидоны взрослого - точнее сказать, пожилого уже даже - ребёнка Трелони
Смоллет... не знаю почему, но ассоциацию вызвал с русскими офицерами Петровских времён.
Местами и на самого смахивает - каким его изображали в советской культуре.
Между отрицательными и положительными героями где-то на серединке - Билли Бонс и Бен Ганн. Оба бывшие пираты-душегубы, но видим-то их жертвами и потому проникаемся сочувствием. Марков-Бонс хорош, но не более того (хотя ход с морской свинкой был неожиданным). Но если Марков просто попал в образ - а это минимум для данного фильма, то Золотухин в роли Ганна не просто попал, он его разметал в клочки! Настолько яркого психа сыграл, что и Депп имеет основания позавидовать.
Из пиратов нужно отметить двоих - собственно Джона Сильвера в исполнении Олега Борисова и его вечного оппонента, пижона Джорджа Мерри, которого сыграл никто иной, как режиссёр фильма, Владимир Воробьёв.
В большинстве случаев исполнители роли Сильвера имеют тот недостаток, что на них прямо написано большими буквами "пират". Между тем, Долговязый Джон обвёл вокруг пальца не только мальчишку Джима и недотёпу-Трелони. Он и умницу-доктора обвёл, и придиру-капитана. И ужасаются положительные герои в книге в Сильвере не только жестокости - там полкорабля душегубов было, да и сами-то они спокойно и привычно пускают в ход оружие. Двуличию его ужасаются. Мгновенным его превращениям из добродушного кока в беспощадного бандитского главаря - и обратно.
Сильвер Борисова - актёр. Лицедей, местами до юродства.
Но иногда он позволяет маске морщинистого старичка-балагура чуток присползти. На мгновение.
И веришь - того, кто выглядывает из-под маски, и впрямь "боялся сам Флинт".
По-моему, создатели образа сами его испугались. Так испугались, что решили прикончить по дороге в Англию.
А жаль.
Ну и Джордж Мерри. Владимир Воробьёв заставил этот, в книге довольно проходной, образ выдвинуться в первые ряды, а меня заставил пожалеть, что больше он почти не играл в кино. Тоже лицедей, но если Сильвер за актёрством прячется - Мерри себя им подчёркивает. Пижон такой, что почти не кажется натяжкой его выбритый до синевы - это в третий-то день на острове! - подбородок. Позёр жуткий, чего стоит один - невесть откуда взявшийся - китайский меч, или "Весёлый Роджер", по-самурайски прицепленный на шесте за спину. Чем-то напоминает позёров, пижонов и наглецов, которых любил играть Миронов.
Ну и мелодии. Вообще я визуал, а не аудиал, мне нечасто запоминается музыка - но не в этом фильме. Эта мне музыкальная тема людей Флинта - "траааам-парам-парам-парам-парам". Лет через десять, думаю, у поколения видеосалонов те же эмоции вызывал - "пам, пам, пам, пам-парам, пам-парам" - имперский марш, под который в кадре возникал Дарт Вейдер.
В общем, для меня именно вот этот "Остров сокровищ" так и остался лучшей экранизацией, которую я видел.