Четыре месяца в Норвежском лагере для беженцев (часть 1)
pora_valit — 26.06.2014 — СтраныРешив переехать на пмж в Европу, и выбрав как максимум Норвегию, не имея какой либо другой возможности, мы с женой решили стать беженцами из России по политическим основаниям. Получив норвежские визы, а также купив прямые билеты, что бы не стать заложниками Дублинской конвенции, в декабре 2013 года мы вылетели самолетом Norwegian Airlines из Санкт-Петербурга в Осло. По понятным причинам мы не брали с собой фотоаппараты, поэтому все снимки имеют не очень хорошее качество, так как сделаны с помощью телефона Iphone 5.
Осло нас встретил снегом, низким небом и туманом. В декабре темно становилось уже в три часа дня. Из аэропорта Gardemoen, до центральной автобусной станции Осло, мы добрались на автобусе Sas Flybussen за 360 крон за двоих. Тогда это показалось нам очень дорого, но впоследствии мы поняли, что для Норвегии это абсолютно нормальная цена. Примерно в пять часов вечера мы зашли в полицейский участок и произнесли слово "азюль". У нас забрали паспорта, вещи, и поместили в изолированную комнату, где уже находилось несколько негров и арабов. Примерно раз в час, в эту комнату, заходили все новые беженцы, по одному, двое, иногда целыми семьями. В комнате, без ограничений, были чай, кофе, вода, фруктовые концентраты, джем и печенье. В десять часов вечера всем выдали небольшие пледы, стало ясно, что здесь придется ночевать.
Я выспался на полу, жена кое-как на стульях. В семь часов утра утра пришел переводчик, и полицейский забрал нас для прохождения необходимых в таких случаях процедур. Нас сфотографировали, измерили рост, сняли отпечатки пальцев, взяли короткое интервью. Затем нам выдали пластиковые карточки, являющиеся удостоверениями личности беженца, и сказали ждать автобус, который отвезет нас в лагерь. Примерно через два часа приехал микроавтобус, который нас, а также других беженцев, отвез в лагерь. Первым нашим лагерем стал Refstad, транзитный лагерь, в котором мы пробыли неделю.
Этот лагерь, располагается в самом Осло, примерно сорок пять минут пешком до центра города. Вход и выход из лагеря свободный, но на ночь, каждый, должен возвращаться в свою комнату. Нарушение грозит исключением из системы. Сюда входит, прекращение возможности бесплатного проживания, бесплатного питания, а также получения денежного пособия, которое составляет четыреста семьдесят крон в месяц на человека. Каждый беженец сам волен выбирать, жить ему в таком лагере, или нет. В зависимости от финансовых возможностей, можно арендовать любое жилье, и жить в нем, достаточно лишь уведомить об этом UDI - директорат по делам иностранцев Норвегии.
По прибытии в Refstad, у нас на три дня конфисковали все вещи и одежду. Их промораживали, что бы не допустить появления клопов. Убежище в Норвегии просят самые разные люди, из самых разных мест на земле, поэтому такая мера отнюдь не лишняя. Взамен нам выдали огромное количество новых вещей, которые теперь становились нашими. Зимние куртки, шапки, ботинки, кроссовки, спортивные костюмы, перчатки, флисовые кофты, вот не полный перечень выдаваемых беженцам вещей. Вся эта одежда черного цвета, также мужские и женские вещи, кроме как размером ничем больше не отличаются. Поэтому, когда мы гуляли в этой одежде по Осло, то смотрелись для жителей наверное очень странно.
Семьи в лагере селят в отдельные комнаты, поэтому, нас двоих, поселили в большую, четырехместную комнату, находящуюся в семейном блоке лагеря. Душ и туалет были общие, находились в коридоре. Все сами обязаны убирать свой номер. Администрация лагеря составляет график уборки коридоров, закрепляет его за всеми комнатами в лагере. Туалеты же, беженцы не убирают, этим занимается клининговая компания. Сразу же, по прибытии в лагерь, нам выдали небольшое денежное пособие и отвели в столовую на обед. Во всех норвежских лагерях для беженцев трех разовое питание, но само меню, а также качество и количество еды отличаются. В Refstad нам сделали несколько прививок, а также взяли анализ на туберкулез.
У нас было много свободного времени. Мы гуляли по городу, ходили в магазины, посещали музеи. В лагере появились первые знакомые. Парень из Ингушетии, работающий в лагере чеченец, семейная пара из Сирии. Погода стояла плохая, шел ледяной дождь, за ним град, потом ветер. Пришлось покупать норвежские куртки, они сильно помогли нам перезимовать.
Через семь дней нам сообщили, что мы будем переведены в следующий лагерь. Этим лагерем стал лагерь для беженцев Hvalsmoen. Данный лагерь расположен в пятидесяти шести километрах от Осло, рядом с небольшим городком Honefoss, что переводится как куриные водопады. Hvalsmoen являлся транзитным лагерем. В таком лагере беженцы ждут большого интервью, проживают те, кто попал под положения Дублинской конвенции и будут депортированы в другие страны, те, кто после интервью ждет перевода в другие лагеря. В один из дней, утром, приехала машина такси и отвезла нас туда.
Hvalsmoen расположен на месте бывшей воинской части. В нем имеется несколько "общежитий", в одних проживают семейные, в других одиночки. Отдельно стоящая столовая, здание администрации лагеря, в которой есть единственное место в лагере с бесплатным wi-fi и детская комната, а также футбольное поле и ряд законсервированных домиков, на случай внезапного наплыва беженцев. Все это здания бывшей воинской части.
В Hvalsmoen, нам также выделили отдельную комнату, но уже с душем и туалетом. Время подходило к католическому рождеству, впереди был новый год, поэтому мы купили небольшую елочку, с электрической гирляндой, и украсили ей нашу комнату.
Лагерь почти со всех сторон был окружен рекой. Вокруг располагались многочисленные норвежские деревушки, а также невысокие горы. До центра Honefoss, от лагеря, было примерно пять километров. Как правило, мы ходили это расстояние пешком. Единственным транспортом был автобус, кроме высокой цены, у него было крайне нерегулярное расписание, что делало покупку карточки на него невыгодным. Он ходил всего три, четыре раза в день. В субботу и дни школьных каникул меньше, в воскресенье и по праздникам, не ходил вообще.
Русских в Hvalsmoen не было. Мы подружились с девушкой из Белоруссии, в лагере она находилась с мужем, афганцем. А также с парнем из Украины, в лагере был вместе с женой, являющейся африканкой. Меню в этом лагере было гораздо разнообразней и лучше чем в Refstad. Но все равно, иногда то, что давали, есть было противно. Когда продолжительное время готовилась невкусная еда, инициативные группы беженцев начинали собирать подписи под жалобами, на руководство лагеря, в различные правозащитные организации. Как правило, ситуация исправлялась.
Продолжение следует...
|
</> |