![](/media/images/top/preview/avatarsmdsyandexnetget-zen_doc3510533pub_61956c962efc6150ca49219a_619572aa324e820d417e0b33scale_1200.jpg)
Чернышевского, 157. часть 2. Образцовый детский дом
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
«Красный городок»
Голод в Поволжье, разразившийся в начале 1920-х увеличил в несколько раз в Саратове количество беспризорных, которые стремились сюда из более голодных северных и центральных губерний, Заволжья. Они дополнили сирот, лишившихся родителей во время революций и Гражданской войны. Теперь появились и те, чьи родители погибли от голода. В Саратове дети осели в саратовских детдомах, «самозахваченных» зданиях и приемниках. «В приемниках творятся безобразия, о которых ежедневно пишут газеты. Прокуратура и милиция не в состоянии бороться со стихией улицы, собранной в двух приемниках по 300 чел. в каждом».
10 января 1925 года выходит указ Губисполкома, по которому в помещениях бывшего женского епархиального училища открывается детский дом «Красный городок» с интернатом на 600 человек детей обоего пола, школой и мастерскими.
Статья В. Валеева "Детский "Красный городок" в газете "Известия" №8 за 1927 год сообщала: «Совсем недавно, два года тому назад, из развалин старого здания бывшего епархиального училища вырос «Красный детский городок», первыми обитателями которого были собранные из ночлежных домов, приемников и попросту с улицы.
Большую работу нужно было проделать, чтобы развалины превратились в жилое помещение с некоторой претензией на уют.
В городке одна за другой выросли мастерские. Вскоре появилась школа семилетка. Дети охотно пошли учиться в нее. Работа – учеба – отвлекала детей от безделья, от улицы, и в очень короткий срок в "Красном детском городке" появилась дисциплина и самодисциплина. "Улица" с ее отвратительным жаргоном, с ее пошлостью и развращающим влиянием отошла далеко назад.
(…) Население "детского городка" сейчас насчитывается в 450 человек. "Детский городок" имеет сейчас школу, не семилетку, а даже десятилетку.
"Городок" имеет до десятка мастерских, в которых выковываются хорошие мастера, идущие на любое производство.
За 2 года "городок" выпустил из своих стен около 400 воспитанников.
Большинство из них уже работают мастерами на заводах и фабриках, и около 100 чел. работают на жаловании в "городке". Исключительно на производство определено до 250 человек в Саратове, остальные разъехались по разным городам.
Хозяйство в "городке" поставлено вполне удовлетворительно. Имеется свой земельный участок, 10 коров, 7 лошадей, 25 свиней. За этим "живым инвентарем" любовно ухаживают сами воспитанники.
Единственный недостаток в "городке" – скудное питание.
"Красный детский городок" к 2-летию его существования является показателем возможности сделать из беспризорного обитателя улицы и берегов Волги воспитанного дельного советского гражданина».
Слесарное отделение оборудовалось из старых станков консервированных заводов. Его персонал состоял из токаря, двух инструкторов учебных групп, производственника и техника для руководства всем цехом и небольшим электротехническим отделением. Последнее обслуживало освещение и электроустановки городка.
Итоги пяти лет работы
В 1930 Ф.Егерман в статье «Саратовский Красный детгородок» писал:
«В январе 1930 г. исполняется пять лет существования Саратовского красного городка. Название "городок" может быть не совсем подходит. Скорее это громадный детский дом, занимающий чуть ли не целый квартал города, помещающийся в 8 корпусах бывшей епархиальной школы. В состав городка входят школа-девятилетка (с 21 учебной группой), интернат на 650 чел. и учебно-производственные мастерские с 5 отделениями. (…)
Мастерские имеют следующее построение:
чулочно-трикотажная на 120 чел.;
швейная на 90 чел.;
переплетная на 30 чел.;
столярная на 50 чел.;
слесарная (токарно-кузнечная) на 90 чел.
В состав мастерских включаются: сельское хозяйство (огород в 12 га, сад с 1200 деревьями, цветоводство, коров – 10 шт., лошадей - 3 шт., свиней - 10 шт. и т.д.) и кабинет машинописи (обучаются 60 чел. - 30 живущих воспитанников и 30 приходящих)(...)
В области клубной работы существуют кружки: струнный оркестр - 30 чел., шахматный - 60 чел., музыкальный - 70 чел., безбожников - 120 чел., радио - 20 чел., хоровой - 150 чел., юнкоров - 50 чел., фото - 10 чел. Больше 50% охвачено клубной работой.
Существует постоянная киноустановка. Еженедельно демонстрируются кинокартины общепрограммного и политического характера. Устраиваются вечера самодеятельности и лекции-доклады по вопросам санитарии и гигиены и другим вопросам учебно-воспитательного характера. (...)
Результаты работы за 5 лет: выпущено всего 604 чел., из них в вузы - 64 чел., в техникумы - 69 чел., ФЗУ - 89 чел. и на производство - 382 чел. разных специальностей с квалификацией 3-5 разряда.
В настоящее время Красный городок представляет устойчивое, стройно организованное учебно-воспитательное учреждение, ежегодно выпускающее до 150 чел. вполне подготовленных к жизни членов общества.»
Здание меняет назначение
В 1932 году детский дом «Красный городок» переезжает туда, где изначально должно было открыться женское епархиальное училище – в помещения Женского Крестовоздвиженского монастыря. Такие вот превратности судьбы.
А здания бывшего детдома сначала передали городскому отделу народного образования под открытие в них школы. Но что-то пошло не так, и в середине 1930-х помещения передали горздраву и начали переделывать под акушерско-гинекологическую больницу на 350 коек, которая должна была открыться к концу 1937 года. Часть корпусов отдали под заселение.
Сегодня в основном здании с пристройкой располагается школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам №4.
Остальные остаются многоквартирными жилыми домами.
Школа-Интернат №4 была образована 20 декабря 1960 года как школа-интернат № 4 для детей, перенёсших полиомиелит и располагалась на территории детдома «Красный городок» (Лермонтова, 28).
В 1969 году школа переезжает в бывшее здание женского епархиального училища на улице Чернышевского. 1 сентября в школу пришли 140 человек. Кроме полиомиелита открывается класс для детей с ДЦП. В составе школы-интерната открывается лечебный корпус, в котором стало проводиться комплексное лечение: лечебная физкультура, физиопроцедуры, массаж, медикаментозное лечение.
В 1990 году интернат получает официальное название: школа-интернат для детей с последствиями полиомиелита и детскими церебральными параличами.
По результатам государственной историко-культурной экспертизы три здания бывшего обширного домовладения рекомендовано поставить на учёт, как муниципальный памятник архитектуры: «Комплекс строений Епархиального женского училища: главный корпус, восточный корпус, западный корпус».
Предметом охраны в главном корпусе признана главная чугунная лестница с шильдиками производства чугуно-литейного завода Чирихиной, потолочная лепнина залов. Кроме этого, в здании имеется старая люстра и интересные второстепенные лестницы.
Фото Юлии Кузьминой
Внутри западного жилого корпуса есть лестница 1879 года производства чугунно-литейного завода Плотникова, ведущая на второй этаж.
А со второго на третий этаж ведёт уже другая ажурная чугунная лестница – вероятно и этот корпус надстраивался третьим этажом.
Источники:
· Акт ГИКЭ на выявленный ОКН «Дом Скибиневского, 1878-1879 гг.»
· Статьи Ф.Егермана о детском доме «Красный городок».
· "Детский "Красный городок". "Известия" №8 за 1927 год
· Сайт «Фотографии старого Саратова»
|
</> |
![](/media/images/top/preview/avatarsmdsyandexnetget-zen_doc3510533pub_61956c962efc6150ca49219a_619572aa324e820d417e0b33scale_1200.jpg)