Чёрные сны светлой Нюрки
nelidova_ng — 13.09.2021Помните, с чего начинается «Три тополя на Плющихе»? Стук метронома, будто отсчитывающий секунды до чего-то тревожного, что обязательно должно произойти. Море белых берёзок — но это белизна савана. Молоденькие берёзки-невесты в саванах.
А дальше — Тарантино нервно грызёт ногти. На телеге в странно-напряжённой позе, будто позируя для портрета, едут пожилые муж с женой, и что-то жуткое в их застывших взглядах. А вы говорите, в советских фильмах не было ужасов.
Тут Нюрка просыпается, переводит взгляд на стену с покойными отцом и матерью... Вообще-то фото не делают на чёрном фоне — но здесь часть замысла режиссёра.
И тут невольно задаёшься мыслью: что хотел(а) сказать режиссёр Т. Лиознова столь страшными снами Нюрки — лёгкого, смешливого, доброго и светлого человека?
В фильме будет ещё один сон, когда она задремала на стуле в московской квартире. Снова её окутывает тьма, снова метроном. Комната с деревянными стенами — как гроб или склеп. Даже маленькие дети сидят безмолвно и мрачно, что не свойственно детям.
Муж швыряет монеты в Нюркино лицо, те со звоном рассыпаются. И хотя смотрела много раз — в этом месте забываю и вздрагиваю сильнее, чем в американских ужастиках.
Сны всегда носят мистический, таинственный характер. Каждый из нас видел страшные сновидения. Но даже в хороших снах мы — на самом деле не мы, а наша проекция в потустороннем мире. Видим окружающих и себя со стороны, как сквозь толстое аквариумное стекло, слышим как сквозь вату.
Позже тему снов задел, попытался технически воспроизвести режиссёр В Соловьёв в «Ассе», помните авангардистские, импрессионистские сны Бананана? Но у него, скорее, запечатлено движение дёргающегося глазного яблока: геометрические фигуры, обрывы плёнки, точки, кадры когда-то виденных, но не отложившихся в памяти картинок.
Всё же, на мой взгляд, ярче Лиозновой никто сны не передавал, и те же сны в американских фильмах — картонные, жалкая поделка. Возможно, мне просто не попались фильмы с талантливым воспроизведением снов.
Как все воспитанные на соцреализме люди, я задаюсь вопросом, мне непременно нужно уточнить: в чём смысл, что хотела сказать режиссёр? Имела ли она в виду, что молодая женщина замурована заживо в деревянном светлом и тёплом («Зимой босиком ходить будешь») гробу-избе? И даже не молодая женщина, а её любовь. И девичьи стройные берёзки в саванах — это похороненные мечты о любви?
|
</> |