ЧЕРНЫЕ КОРОЛИ КОНГО. НАРОД ПОБЕДИВШЕГО ФЕМИНИЗМА

Откуда появились яга? По-видимому, из внутренних областей Тропической Африки. Планкверт, опираясь на сведения Кавацци, долго жившего бок о бок с яга в пределах владений королевы Анна Зинга Нгола, а также на основании преданий байака — одного из современных народов, сложившихся на этнической основе древних яга, считает, что яга пришли с юга или юго-востока Африканского континента, с берегов р. Кунене, и близки бечуана. Этот народ жил в непрерывном движении, не имея постоянных жилищ и поселений, и разбивал военный лагерь там, где их застал приказ вождя остановиться. Что дало толчок их движению, нам неизвестно.

Современники А. Беттел, Лопиш описывают яга как варваров,
людоедов. Кавацци сравнивает их с варварскими народами раннего
европейского средневековья — готами, вандалами и др.
А. Беттел — английский моряк, проживший с яга много лет, пишет об
огромной власти их военных вождей, об их непререкаемом авторитете и
жестокости. Подобно туче саранчи, яга двигались по стране, все
истребляя и опустошая на своем пути.
Сложен был этнический состав народа. Женщины яга подобно мужчинам
носили оружие и участвовали в сражениях. Обычай не разрешал иметь
детей: каждого новорожденного должны были убивать. Чтобы восполнить
неизбежный урон, наносимый войску непрерывными войнами и набегами,
яга охотно «включали в свой состав мальчиков, подростков и девушек
тех племен и народов, на территории которых они вторгались и чье
взрослое население истребляли в подавляющей массе или
поголовно.
Как мы уже упоминали, первые группы яга появились на границе Конго в конце правления Диогу и при его преемниках— Бернарду и Энрике. Большое влияние яга испытала одна из группы баконго — басуку, в стране которых они обосновались, двигаясь из Матамбы к северу, на берега Кванго. Живя на границах государства Конго, басуку пользовались большой независимостью, лишь номинально признавая власть королей Конго. Именно о них, по-видимому, писал Кавацци, сообщая, что некоторые баконго присоединяются к яга, чтобы вести такой же дикий образ жизни81. Появление яга в стране басуку привело к окончательному отложению их от государства Конго.
После пребывания в стране басуку яга (байяка) направились на Среднее Кванго и, утвердившись здесь в борьбе с коренным населением этих мест—батсамба, вышли непосредственно к границе Конго и начали проникновение в пределы провинции Мбатта, население которой первым приняло их удары.
В течение некоторого времени войска правителя Мбатта сдерживали
проникновение врага -в глубь страны. Однако полчища яга сняли
заслоны и начали быстрое продвижение во внутренние области
королевства. Они разбили армию, высланную против них королем, и
двинулись дальше, сея вокруг себя смерть, ужас и разрушение.
За короткое время они подошли вплотную к столице. Страх
населения был настолько велик, что 'все в панике бежали при одной
вести о приближении яга. Король, напуганный не менее своих
подданных, решил укрыться в столице. Однако, когда яга подошли
вплотную к утесам Мбанза-Конго и расположились лагерем на равнине,
оглашая ее яростными криками, Алвару I понял, что естественные
укрепления и стены города не спасут его от страшного врага. Собрав
небольшую армию (всех, кто остался с ним), он спустился на равнину
и вышел навстречу яга. Его небольшое и к тому же напуганное войско
было разбито и бежало в панике. Король спешно покинул столицу,
оставив ее на разграбление яга, и укрылся со свитой и придворными
на одном из островов р. Заир.
Разграбив столицу, яга разделились на отряды и направились во все
провинции государства, грабя, убивая и уничтожая все и всех на
своем пути. Спасшиеся жители бежали в горы. В стране начался голод
и его спутница-чума. Беженцы массами гибли от голода и болезней.
Этой участи не избежали беглецы на острове р. Заир. Народными
бедствиями поспешили воспользоваться работорговцы с острова
Сан-Томе. Обменивая продукты на рабов, они наживали огромные
состояния. Отец продавал детей и сам шел в рабство, чтобы избежать
голодной смерти. В рабство отдавали «за кусок хлеба». Прибыли
португальских работорговцев были баснословными. Однако люди
дальновидные и в Португалии и на острове Сан-Томе понимали, что,
если яга не изгнать из страны, это грозит полным разрушением
государства и провалом попыток португальской короны утвердить свое
влияние в стране, не говоря о том, что массовое истребление
населения грозит полной ликвидацией одного из самых преуспевающих
рынков рабов в Нижней Гвинее.
|
</> |