Чёрные часословы


Как известно, часословы появились в Европе ещё в XIII веке, но настоящими сокровищами стали «Чёрные часословы», получившие своё название от цвета страниц. Все известные манускрипты с чёрными страницами происходят из фламандских мастерских и датируются второй половиной XV века.

Стандартные разделы, имеющиеся почти во всех дошедших до наших дней часословах, следующие:
- Календарь;
- Таблицы движения небесных сфер, сведения из медицины, астрономии, прочие практические советы;
- Извлечения из Евангелия;
- Молитвы, приуроченные к определенным часам (отсюда и название), другие разделы. В связи с общим ростом грамотности стало модным иметь у себя дома эти книги, которые правильнее назвать предметами роскоши.

Их дарили, как самое настоящее сокровище, в день свадьбы дочери, например, или на рождение первенца, подносили победителю в качестве взятки (ну чтобы он дом не разорял) и выменивали на целые поместья! А заполучив такой часослов, относились к нему как к святыне, семейной реликвии и передавали из поколения в поколение по наследству.

До наших дней дошло всего семь чёрных манускриптов, из которых лишь четыре полных, ныне рассеянных по разным городам:
1. Вена.
2. Библиотека и музей Пирпонта Моргана, Нью-Йорк.
3. Испанское общество, Нью-Йорк.
4. Библиотека Ватикана, Рим.

Первые попытки чернения пергамента для получения глубокого угольного фона, позволявшего наиболее эффектно использовать золотые и серебряные чернила для оформления часословов, были предприняты уже около 1400 г. во Фландрии, которая в то время входила в состав Бургундского герцогства. Бургундский двор мог себе позволить изготовление подобных сокровищ: тщеславный герцог, постоянно искавший возможность подчеркнуть своё величие, поддерживал лучших мастеров в области изящных искусств. Редкое искусство подобным образом иллюминировать рукописи зародилось в городе Брюгге и более нигде и никогда уже не повторялось.

Но подавляющее большинство известных чёрных манускриптов было создано в третьей четверти XV в. Это была ослепительная вспышка, "сверхновая", которая потрясла изощрённый вкус коллекционеров, так и оставшись загадкой для потомков. Книги были выполнены по заказам Филиппа Доброго, Карла Смелого, Антуана Бургундского...

Процесс изготовления манускриптов сегодня не восстановлен во всех деталях. Известно, что пергамент чернили сложной смесью, включавшей в себя соли железа и меди. Для этого пергамент надо было вымачивать в этом растворе в течение месяца или около того, так как осаждение сульфида железа и пропитывание кожи происходило крайне медленно. После подготовки пергамента страницу размечали серебряными чернилами, чтобы определить положение миниатюр, орнамента, буквиц и текста. Мастер, оставляя поля под буквицы разного порядка, писал текст серебряными чернилами, используя также золотые чернила для заголовков и важных фраз.

Как это было типично для часословов того времени, для написания текста использовалась готика текстура квадрата, наиболее строгий и торжественный из применяемых в то время шрифтов. Далее миниатюрист или целая группа художников принимались за оформление буквиц, орнамента, больших миниатюр и медальонов. Во всех случаях серебряные и золотые чернила доминируют, так как использование белых и жёлтых пигментов было сознательно ограничено. Миниатюры выполнены в классической манере, с использованием тех же пигментов, что и в обычных, "белых" манускриптах. Временами, художник прятал чёрный фон страницы под слоями более естественных светлых пигментов, чтобы изображение не выглядело так, как на современном фотографическом негативе.
То, что сделало эти манускрипты уникальными, столь загадочными и притягательными - чернение, стало одновременно и причиной их неотвратимой гибели. Химическая обработка медленно и, естественно, непредвиденно для создателей начала убивать пергамент, разрушая самую структуру материала. Сегодня все эти часословы, за исключением №2 из Библиотеки Моргана, разделяют судьбу леонардовской "Тайной вечери". Мы наблюдаем медленную и неотвратимую гибель уникальных произведений искусства и ничего не можем с этим поделать...
Предлагаю посмотреть точную факсимильную копию черного часослова 1470 года от издательства Музея и библиотеки Моргана, США.
https://www.themorgan.org/collection/Black-Hours/thumbs
|
</> |