Чем грозит нам и Европе отказ от русской нефти?
smapse — 11.01.2023Лидеры европейских стран наконец выработали консолидированную позицию по российским поставкам чёрного золота: они считают необходимым сократить объёмы покупок на 90% до конца года.
Бизнес-аналитики и экономисты считают, что у россиян выйдет перенаправить значительную часть выпадающего экспорта на рынки Азии, а вот у Европы возникнут сложности с тем, чтобы подыскать себе альтернативу.
Решение было принято после длительных согласований и торгов. Оно предусматривает тотальный запрет на морские перевозки российского жидкого топлива и частичное ограничение поставок по нефтепроводу «Дружба».
Речь примерно о 2,4 миллионах бочек ежесуточно – именно столько каждый день наша страна продавала нефти в Евросоюз. Это 52% от общего экспорта. По сообщению председательствующей в Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, две трети приходятся на морские перевозки, а оставшееся прокачивают по трубе под названием «Дружба», чьё северное ответвление снабжает нефтью Германию и Польшу (они хотят отказаться от поставок из России до конца года).
После того, как они будут прекращены, останется примерно 10-12% нефти, поступающей по южному ответвлению трубы словацким, чешским и венгерским потребителям. Именно представители последней блокировали принятие консолидированного решения о бойкоте нефти из России.
Председатель Еврокомиссии заявила, что «южные» поставки пока исключены из пакета санкций, но со временем заместят и их. Прежде всего – поставками по трубе «Адрия» из Хорватии. Правда, это будет означать дополнительные расходы, так как в качественном измерении адриатическая нефть хуже, чем та, что поставляется из России.
Таким образом, оставшиеся 10% поставок – вопрос ближайшего времени. По некоторым данным, возить нефть морем запретят уже через полгода, а нефтепродукты – ещё спустя два месяца. Некоторые страны получили своего рода «грейс-период»: болгары рассчитывают заместить поставки по морю лишь в июле или декабре следующего года, а хорваты рассчитывают на льготу.
Чтобы окончательно добить российский экспорт, предполагается также запретить страховать суда, везущие отечественную нефть.
Прощание с Европой
В первом приближении ситуация выглядит так: РФ потеряла расположенный вблизи её западной границы рынок, который десятилетиями адаптировался к покупке русской нефти. После этого нефть придётся везти на географически более удалённые рынки, где она просто в силу расположения и мощности местных нефтеперерабатывающих заводов будет обладать существенно меньшей ценностью, чем в Европе.
Принципиально эмбарго – лишь отражение уже имеющей место быть в связи с бойкотами ситуации.
Впрочем, многие эксперты испытывают серьёзные сомнения в том, что оценка фон дер Ляйен относительно темпов, с которыми будут сокращаться поставки, сколько-нибудь «бьётся» с реальностью. Всё дело в том, что европейские представители говорят о тех объёмах, которые поставлялись в ЕС из России до начала кризиса на Украине.
Поясним. В структуре экспорта доля стран-участниц Евросоюза составляла до недавних пор 45%, а сейчас она уже провалилась ниже 30% из-за добровольных санкций и снижения прокачки польскими и немецкими потребителями в конце весны. Так что потенциал сокращения поставок не столь велик, как кажется.
С учётом того, что локальные дефициты наблюдаются даже в Соединённых Штатах, где цена галлона превысила 5$ уже в трети штатов, а Байден вынужден рассказывать сказки о том, что это Путин ввёл налог на потребление в стране, перспективы остаются не такими уж и устрашающими.
Да и спрос на продукты переработки нефти не собирается сокращаться. Поэтому высвобождающиеся объёмы нефти из России с высокой долей вероятности найдут потребителя. Особенно если дисконт будет сохраняться на высоком уровне, делающем нефть привлекательной для крупнейших корпораций, что подтверждается трафиком отечественных портов.
Таким образом, в ближайшей перспективе отказ Евросоюза не представляется катастрофическим. По мере того, как горизонт будет отдаляться, картина станет меняться. Так, весьма вероятным считается сценарий, при котором растущие цены будут сбивать ростом добычи, что с одновременным падением спроса сделает отказ от поставок из России возможным на перспективу в 8-10 лет.
Кроме того, наряду с прямыми запретами и ограничениями, в шестом санкционном пакете есть направленные против логистики по морю российских поставок.
В числе прочего, компании из ЕС, прежде всего – страховщики, перестраховщики, диспашеры и финансово-кредитные организации – получили запрет на участие в страховых и перестраховочных операциях в отношении судов с нефтью и продуктами отечественного производства.
Возить морем нефть без страхового покрытия нельзя, и если России не удастся как-то решить эту проблему без участия страховщиков и их агентов из ЕС, экспорт на самом деле резко упадёт. В этом случае в мире возникнет реальный дефицит, который и подтолкнёт котировки вверх, причём речь идёт о десятках долларов за бочку.
Восточный поворот
Оставшийся экспорт из нашей страны приходится на Азию. Туда же уже переправили часть того, что прежде возили в Европу, причём в рекордно короткие сроки — меньше чем за полгода с начала конфликта.
Если дисконт увеличат, это спровоцирует новый рост интереса стран, не испытывающих давления вторичных санкций на свою экономику. Прежде всего речь о КНР и Индии, а следом могут подтянуться и другие страны региона.
Шок в апреле вынудил наши власти перенаправить львиную долю поставок в Азию. Это сделало возможным точно определить, по какой цене азиаты готовы покупать нефть из России. При цене в 110-120 долларов за бочку наиболее распространённая скидка в размере 30$ оставляет окно возможностей: этого хватит бизнесу и будет достаточно для балансирования бюджета даже на фоне сокращения продаж.
Специалисты «Альфы» убеждены, что уже в этом месяце экспортные поставки нефти из России в Индию вырастут на двести тысяч баррелей в сутки, а в Китай – на 400-500 тысяч баррелей. С учётом операций по трейдингу это во многом покроет выпадающие объёмы на европейском рынке, которые оцениваются ориентировочно в 800 тысяч баррелей.
Несмотря на то, что объёмы продаж пока не сравнились с теми, которые отгружались по морю в Европу до начала кризиса, азиатские покупатели активно и с удовольствием приобретают нашу нефть.
К примеру, майский экспорт в КНР достиг 1,05 миллионов бочек, хотя в апреле были на уровне 930-940 тысяч; индийский экспорт несколько снизился — с рекордных 1,1 млн. баррелей до 835 тысяч — что, однако, всё равно намного больше январских 60 тысяч бочонков сырой нефти в сутки.
Кто заменит Россию на рынке нефти в Европе?
На индийском, китайском и восточноазиатском рынке Российская Федерация производит агрессивное замещение поставок с Ближнего Востока и из Африки; африканская же и арабская нефть отправляются в Европу. Происходит своего рода обмен поставками.
Эта ситуация играет на руку и Европе тоже: предложение из России сохраняется, дефицит не растёт, соответственно, и цены держатся на прежнем уровне. Именно по этой причине из шестого санкционного пакета ЕС убрали запрет на перевозки сырой нефти из России.
Африканские поставщики стремительно наращивают поставки в ЕС: ангольской, камерунской и нигерийской нефти поставлено на 20% больше среднемесячных показателей за предыдущие пять лет. Довольны и американские сланцевики. Впрочем, американский источник конечен, США не смогут наращивать отгрузку бесконечно. Экспорт и так уже достиг максимальных уровней в почти 11 миллионов баррелей в сутки. При этом на внутреннем рынке цены выросли чуть ли не вдвое, что несёт серьёзные угрозы самой идее увеличения поставок просто ради политического реноме действующего президента.
Трубопроводные поставки заменить будет сложнее всего, ведь трубопроводные системы Польши и Германии не предусматривают прокачку нефти от побережья вглубь страны — их придётся модернизировать, проводить настройку НПЗ. Едва ли со всеми этими трудностями удастся разобраться до конца года.
Излишков нефти в мире нет, потребление примерно равняется производству. Быстро нарастить темпы добычи не удастся ни на Ближнем Востоке, ни в Венесуэле и Иране, для которых американцы сейчас вводят санкционные послабления.
С последними также не всё просто: эти страны традиционные союзники России и находятся в антагонистичных отношениях с Вашингтоном. Чтобы разорвать эти связи, им придётся предложить что-то более существенное, чем ядерная сделка и снятие части санкций.