Человек, которого боялся сам Робеспьер (начало)
qebedo — 22.04.2017
Ну может, и не боялся, хотя человеком "адвокат из Арраса" был-таки
довольно трусливым. Но если и так, то зря - потому что именно он
"неподкупного Максимильена" в итоге и свалил. Да, не один, а "с
ансамблем". Но его голос звучал громче всех - потому что с трибуны.
Ну и, наконец, в этой жизни чего только еще не было - революция,
империя, Реставрация, кровавый террор и экспедиция в Египет,
вершины политической власти и нищета парижского дна, прославленное
журналистское перо и полное забвение, а также роковая красавица,
застенки узилищ, тяжелая болезнь и смертельные опасности - вот этих
было с лихвой...
Жан-Ламбер Тальен
При русском царе Александре III Жана-Ламбера Тальена в гимназию бы не взяли - он был из "кухаркиных детей", родился 23 января 1767 года в семье мэтр д'отеля (распорядителя слуг, накрывающих на стол) маркиза де Берси. Ну, при Александре III какой только муйни в России не творилось - а вот во Франции конца XVIII века маркиз распорядился сына его верного слуги прилично образовать и пристроить клерком к прокурору. Бойкий умом и на язык вьюнош даже начал делать карьеру чиновника, поступив мелким служащим в торгово-финансовое управление.
Но тут грянул 1789 год, и впечатлительного Жана-Ламбера засосала опасная трясина революции. Он бросил конторку и устроился сперва секретарем к депутату Национального собрания, а затем наборщиком в типографии, печатавшей газету "Монитёр". По политическим убеждениям Тальен принадлежал к самым радикальным революционерам - он ходил в Якобинский клуб, где завел полезные знакомства среди радикалов - в частности, с перспективным адвокатом и оратором Жоржем Жаком Дантоном (тот как раз бросил подписываться как д'Антон и в речах становился все неистовее и неистовее). Другим его приятелем стал Жан-Мари Колло д'Эрбуа, бывший актер и администратор театра, с которым они на пару организовали 15 апреля 1792 года "Праздник свободы" в честь освобождения из тюрмы солдат швейцарского полка Шатовьё, осужденных ранее за мятеж.

Жорж Дантон и Колло д'Эрбуа
С подачи друзей-якобинцев в том же 1792 году бывший наборщик становится журналистом и редактором - он выпускает "боевой листок" под бойким (хотя и перепишщенным у Марата с его "Другом народа") названием "Друг граждан", который печатается на деньги клуба и расклеивается на стены и афишные тумбы. Язык у этого "революционного органа" был примерно такой же, как у многих других в то время - наполненный бранью в адрес политических противников, неистовый, нетерпимый, выспренный, напыщенный и до ужаса пафосный. Но пипл (точнее уж, пёпль) "манже авек плезир"...
Тальен активно участвовал в восстании 10 августа 1792 года, когда "возмущенный народ Парижа", организованный и вооруженный якобинцами, штурмом захватил королевский дворец Тюильри, победив швейцарских гвардейцев, после чего вошел в состав столичного муниципального совета, получившего после этих событий гордое именование Парижской коммуны (чтобы не путать с той, которая обделалась, несмотря на торжество идей Маркса и Энгельса, эта коммуна стала Первой). И уже будучи официальным лицом, Тальен в своем листке не только одобрял "сентябрьские убийства" (когда пьяная толпа люмпенов, подогреваемая радикалами, врывалась в тюрьмы и убивала арестованных аристократов - потому что боялась наступавшего на Париж во главе прусских войск герцога Карла Вильгельма Фердинанда фон Брауншвайг-Вольфенбюттеля), но и сочинил вместе с подельниками наказ другим муниципалитетом "делать, как мы" - резать "поганых аристократов!".
За весь этот героизм выборщики департамента Сена и Уаза (с центром в Версале) и выбрали Тальена 13 сентября 1792 года депутатом в Национальный Конвент (новый, революционный парламент республики). Хотя уже тогда всё тот же Жан-Поль Марат громко кричал, что "не верьте ему, это жадный интриган, ищущий мест!" - но кого тогда было удивить обвинениями в жадности и интриганстве, когда делали себе состояния тот же Дантон и многие другие революционеры? (Собственно, не делали себе его, набивая карманы мздой и конфискатом, только Робеспьер, ибо был человек - фанатик идеи, и сам Марат, потому что был человек-дурак.)
Марат на трибуне (опять требует кого-то кОзнить)
В Конвенте Жан-Ламбер примкнул, естественно, к "факции Горы" (нынешнее слово "партия" тогда никто бы не понял, а при слове "фракция" высмеяли бы за "лишнюю Р") и заделался монтаньяром. "Ноблисс революсьенн оближ" - он голосовал за все радикальные проекты, в том числе и за смертную казнь Людовика XVI, став в глазах роялистов "цареубийцей" (хотя они говорили "отцеубийцей", намекая на "размер греха" и на то, что кОзнили "отца родного").За пламенные речи и несгибаемое революционерство его начали включать в число депутатов, посылаемых "на места" с широкими полномочиями - "комиссаров Конвента" (или, как говорили люди, не испытывавшие от революции особого восторга, "проконсулов"), сперва в департамент Эндр и Луара (с центром в городе Тур), а потом в мятежную Вандею.
Именно Тальен придумал отправить против вандейцев "армию Майнца" - гарнизон крепости Майнц, которому по условиям капитуляции запрещалось воевать против регулярных войск Первой коалиции. Там Жан-Ламбер подружился с "генералом-санкюлотом" Жаном Антуаном Россиньолем, залившим кровью всю Вандею с помощью "адских колонн", и защищал его впоследствие от обвинений в "военных преступлениях" против мятежников и вообще некомбатантов, возмущаясь: "И какое мне дело до грабежа нескольких домов!"

Генерал Россиньоль
Так что когда в Конвенте возник вопрос, кого послать комиссаром в департамент Жиронда, самое логово жирондистов, мятеж которых только что там подавили, все дружно закричали "оно не вопрос! Тальена! он им покажет!" - и 23 сентября 1793 года наш герой отправился в Бордо. Кто же знал, что там он встретит свою судьбу, представшую в образе одной из самых красивых женщин Франции?..
(Продолжение следует)
|
|
</> |
Заказать продвижение сайта: как выбрать оптимальную стратегию
У нас в Таллинне был фестиваль коржиков. Этот мусик один из 200 участников
Лечится ли ностальгия
Зонт для этой зимы
Трюкач-реалист
Два мира два шапиро
Снайперы выходного дня
Ежедневный дайджест марафона #осеньмоеймечты – 29 ноября
Будет даже жаль если Зеленского сейчас заставят подать в отставку...

