Война за половину Сицилий - 3

10 сентября 1805 года в Неаполе полномочный министр (то есть, посол - в период отсутствия скайпа для принятия важных решений на местах нужны были широкие полномочия) Дмитрий Татищев подписал секретную конвенцию о военных действиях Российской империи и Неаполитанского королевства против Франции. Англо-русские экспедиционные войска поступали под командование российского генерала, как и вся неаполитанская армия, и переходили на полное содержание итальянцев. Граф де ДамА возмущался тем, что по этому договору войска союзников могли себя вести, как оккупационные - прибегая даже, если сочтут нужным, к реквизициям и конфискациям.

Дмитрий Татищев (с неаполитанским орденом на пузе)
Однако самым удивительным было то, что 21 сентября всё того же 1805 года неаполитанский посол в Париже подписал соглашение... о нейтралитете в грядущей войне. На что рассчитывали Фердинанд IV и Мария-Каролина? Пытались обмануть Буонапарте и выиграть время, добиться стратегической внезапности, усыпить бдительность врага? Или просто проявили себя как патологически лживые и вероломные люди? Факты оставляют место для каждой из этих версий...
Как это бывало с ним слишком часто, чтобы не списать на скудоумие в таких вопросах, Буонапарте решил, что теперь со стороны Неаполя ничто не угрожает. И приказал Сен-Сиру оставить южную границу и выдвинуться на север Италии, чтобы прикрыть тылы наступавшей оттуда в Австрию армии маршала Андре Массены. Лоран Гувьон раскидал примерно 5000 солдат по гарнизонам, а с оставшимися частями (впрочем, ушедший вперед Массена ему оставил примерно те же 5000 человек) 22 ноября 1805 года заблокировал Венецию (которая еще с 1797 года была отдана Австрии). Тут ему пришлось даже сразиться со "сбежавшим с гор" отрядом австрийского генерала де Ро[г]ана (французского эмигранта), которого он разбил 23 ноября у Кастель-Франко.
Как же воспользовались таким благоприятнейшим стечением обстоятельств союзники? 21 ноября 1805 года в Неаполе высадились войска Анрепа и Крейга (русские приплыли с Ионических островов, где базировались с 1799 года, англичане - с Мальты), французский посол уехал со двора - началась война. Уже находившийся в Неаполе Борис Ласси принял общее командование. Однако от скорейшего наступления на север решено было... пока отказаться. Неаполитанский двор и союзное командование смущали известия о катастрофе в Ульме и об отступлении русских и австрийских войск из Германии и Италии. Дело уже начинало "пованивать керосином", и "включалась задняя передача" - дабы не впереться в самое пекло и не получить там по щам. Так что в ожидании более приятных вестей с основных ТВД было "обозначено действие" - английские войска переместились к крепости Гаэта, расположившись в портах Траэтто и Сэсса, русский корпус перебазировался "чуть выше", в Сан-Джермано и Теано, а неаполитанские войска... погнали в 200-километровый марш через заснеженные Апеннины к крепости Пескара, "прикрывать восточную границу" неизвестно от кого - ближайшими там французами был не шибко большой гарнизон крепости же Анкона.

Неаполитанское королевство (тыц)
На этих позициях войска союзников остановились, ожидая... правильно, известий об Аустерлицком сражении, каковые достигли Неаполя в самых первых числах января 1806 года. Эффект разорвавшейся бомбы усиливался метанием куриц без башки... На срочно собранном 3 января военном совете огласили известие, что Итальянская армия Массены в составе 35 000 солдат уже отправлена на юг, дабы "отмстить вероломным хазарам", ну и всем тем, кто встретиться им по пути. Несмотря на то, что вкупе союзники располагали примерно 30 000 человек, всем было "абсолютно ясно", что оборонять Неаполь "бессмысленно". Анреп предложил "гениальную" идею - уйти в Апулию, на "каблук сапога", и там "в узостях отбиваться". Несмотря на явную абсурдность, сей план был принят... А неаполитанцам приказали вернуться от Пескары тем же маршрутом - обратно через горы, под гром проклятий и завывание ветра.

Дмитрий Шепелев
Но исполнить "каблучный вариант" уже не было суждено. В Неаполь прибыл флигель-адьютант полковник Дмитрий Шепелев с посланиями главы российского МИДа князя Адама Ежи Чарторижски (Чарторыйского). Краткое их содержание сводилось к фразам "усё пропало, усё пропало!" и "тикайте, кто может!" Под гром рыданий Марии-Каролины и отборный мат прискакавшего в столицу генерала ДамА войска "сверхдержав" погрузились на корабли и "сделали ручками" - англичане 20 января от Кастелла-Маре, русские 21 января от залива Байя. По пути они вели себя, будто преследуемые по пятам неприятелем, и неаполитанские солдаты отнюдь не всегда успевали предотвратить сожжение мостов и утопление паромов...
Фердинанду IV предлагалось "как-нибудь уже самому теперь" выкручиваться из ситуации, в которую, конечно же, он сам себя и поставил - хотя и не без настоятельного давления со стороны России и Англии.
|
</> |