Война за половину Сицилий
qebedo — 10.04.2017 Что ж, с помощью подкупа, шантажа и грубого давления, то бишь используя механизмы буржуазной демократии, мне удалось заставить собраться "кворум" из 26 человек для открытия этого мини-сериала. Поскольку некоторыми из комментаторов было высказано недовольство "непацанским" поведением меня ("раз закрыл сериалы - нечего открывать"), я оставляю за собой право, если количество лайков и каментов (фиг уж с ними, с репостами, оказывается, некоторым легче умереть) упадет далеко за число голосовавших, прекратить сериал...Экипировка "сапожного носка" (начало)
Итак, мы возвращаемся под лазурное небо южной Италии, переносясь волшебным образом в 1805 год. Основные действующие лица и исполнители (как то король Неаполитанский Фердинанд IV, королева Мария-Каролина и их "интимный друг" баронет Джон Фрэнсис Эдвард Актон, премьер-министр и главнокомандующий), а также бурные события 1798-1799 годов были мной уже описаны тут. Так что можно уже непосредственно окунаться в политический и военный расклад конкретно 1805 года.
Король дон Фернандо и королева донья Мария-Каролина
А в 1805 году на Европу надвигался призрак новой большой войны - наглое нежелание некоего Буонапарте, требовавшего называть себя Его Величество Император, соблюдать международные договоренности (по Швейцарии, по Италии и "много еще чего по мелочи", вкупе с вопиющим убиением никого не трогавшего и починявшего свой маленький примус герцога д'Ангьяна), толкало Россию, Австрию и Великобританию в Третью коалицию. Естественно, что король Неаполитанский был очень непрочь отомстить "санкюлотским жакобинцам" за унижение Партенопейской республикой, ностальгировал по временам торжественного въезда в Рим на белом коне, да и вообще был склонен "укрепить гегемонию" в Италии. Правда, в отличие от своей супруги, Фердинанд IV побаивался грозных французских войск, от которых уже один раз сбегал на Сицилию. Но в 1804 году правительства России и Англии одновременно "наехали" на него, применив кнут и пряник - обещали большие субсидии и "войск прислать", а в случае несогласия - отнять Сицилию (и будет ему "некуда бежать"). Союзникам нужен был "четвертый фронт" (основная война планировалась на Рейне, а в северной Германии и в северной Италии должны были действовать вспомогательные силы).
Для "игр мускулами" у Неаполитанского королевства была армия в 10 637 солдат - 12 пехотных полков, 7 кавалерийских, 6 легких батальонов и 500 артиллеристов. Фактическим командующим (при номинальном Актоне) был генерал-инспектор (то есть, руководитель обучением войск), французский эмигрант и генерал-лейтенант неаполитанской службы граф Роже де ДамА. Это был опытный 40-летний солдат, послуживший во французской, русской (участвовал в штурме Измаила) и неаполитанской армиях, воевавший и в той злосчатной кампании, которая в 1798 году завершилась полным разгромом армии барона Мак[к]а. Так что с ТВД и "национальной спецификой" ДамА был хорошо знаком, и изо всех сил старался сделать армию лучше, чем она была - то есть, приподнять ее от плинтуса. Кое-чего ему удалось достичь, но увы - победить бардак в армии, когда он не побежден в стране, довольно сложно...
Роже де ДамА и Джеймс Крейг
Понятное дело, что такую "грозную силу" необходимо было подкреплять. Русское правительство готовило к переброске корпус в 11 742 человека, а британцы собрали на Мальте 7629 человек. Командовали этими "нещислимыми полчищами", соответственно, генерал-лейтенант Рейнгольд Генрих (ака Роман Карлович) Анреп и генерал-лейтенант Джеймс Генри Крейг, а общее командование силами союзников и неаполитанской армии было доверено русскому генералу от инфантерии Борису Петровичу Ласси.
Выбор во всех случаях, мягко говоря, оказался не самым удачным. Анреп был "типичным служакой" из остзейских немцев, нигде и никогда ничем не отличившись самостоятельно. Крейг большую часть карьеры провел на адъютантских должностях у "высшего руководства" и в колониях на административных постах, и в последний раз участвовал в боевых действиях в Южной Африке 10 лет назад. Ну а Ласси, конечно, был сыном знаменитого фельдмаршала Петра Ласси и очень опытным генералом, служившим и у Румянцева, и у Суворова, и многократно отличавшимся (правда, на вторых ролях) во всякоразных боях, однако перевалил возрастом за 68 лет, и уже 6 лет находился в отставке, обитая в белорусских имениях. Царь сперва послал его с тайным поручением в Неаполь для "оценки обстановки", а уж потом снова официально принял на службу.
Борис Ласси и Роман Анреп
Вот такие "титаны военной мысли" должны были нанести "удар в брюхо зверя". В отличие от них, "зверем" распоряжался человек, у которого военных талантов и опыта было более чем - дивизионный геренал Лоран [де] Гувьон, взявший себе после смерти матери в раннем возрасте псевдоним Сен-Сир (в честь святого мученика-ребенка, в православной традиции - св. Кирика). Человек это был "во все стороны выдающийся" и очень необычный. Он профессионально изучал живопись - но художником не стал, играл на театре - но не вышел в артисты, и в итоге через должность чертежника при штабе махнул сразу в генералы... Сен-Сир был одним из лучших тактиков наполеоновских войн (скрипя всем ливером, ибо сильно его не любил, это признавал сам Буонапарте), но отличался крайней обидчивостью, самолюбием и... интроверцией, проводя дни взаперти и играя на скрипке (музыкантом он тоже не стал), вместо того, чтобы заниматься "пошлыми мелочами" снабжения войск и укрепления дисциплины - за что и заслужил от солдат прозвища Сова и Ледяной Человек. В общем, коллеги его не любили (взаимно), а Буонапарте, на чье избрание императором в 1804 году Лоран Гувьон единственный из командующих армиями не прислал поздравления, всячески затирал его по службе и совал в медвежьи углы. Как в 1805 году в Италию - наблюдать за неаполитанской границей со вспомогательным корпусом всего в 10 000 штыков.
Лоран Гувьон Сен-Сир
|
</> |