Человек, который несёт в себе хаос

топ 100 блогов СветЛана20.06.2013
Должна признать, что на семинар Михаила Казиника я шла настороженно: некоторые фразы программы семинара уже вызвали сомнения. Например: «тайны стопроцентного восприятия» - это как? Измерьте, пожалуйста, своё восприятие в процентах... и?
Или - «нобелевское мышление»... что имеется в виду: мыслить как шведский химик 19-го века? или?...

Известный популяризатор-музыковед, писатель, скрипач, ведущий теле-радио-программ Михаил Казиник решил взяться за музыкальное образование в общеобразовательной школе.
Идея выглядит неплохо («...комплексно-волновой, ассоциативный урок»), цель - благая («…школа будущего – урок это игра, диалог, спор», «отказ от клипового сознания»), принципы перечислены и пронумерованы («...принципы волнового воздействия ведут к активному раскрытию творческих способностей детей на первом же уроке»), методика вроде бы заявлена («...методические приёмы волновых уроков»), забота о духовном развитии подрастающего поколения наличествует («...превращение в примитивные массы через медийные шоу»), опять же, методика уже апробирована («...мастер-классы в тысячах аудиторий»).

Михаила Казиника я слышала и раньше: на «Серебряном дожде». Слушать эту быструю речь, с наигранными интонациями и «эффектными» паузами - вживую, да ещё в течении трёх дней - оказалось труднее.

Семинара как такового не получилось: не возникла «обратная связь», не сложилась.
Мы слушали бесконечную болтовню, наблюдали, как надевает и снимает, раз за разом, свою улыбку-оскал седой и немолодой мужчина, и... молчали. Потому что увидели не то, что хотел показать уважаемый Михаил Семёнович.
Увидели постаревшего уставшего человека, который вдруг задумался о вечности и попытался оставить в ней след. Или подзаработать денег. Или ещё что...
- Консервативны люди, понимаете... они ещё не доросли до школы будущего! - сказал Михаил Казиник телерепортёрам в заключительном интервью.

Если бы не эта фраза, я не стала бы рассказывать о казинковской «методике».
Мне и так... было отчаянно его жалко; особенно в последний час последнего дня пресловутого «семинара». Когда Казиник отчаянно носился по сцене – уже поняв, что не получил поддержки, что так и не услышит (хотя бы единственный раз!) долгожданную фразу «да, я буду работать по вашей методике», и что три изматывающих дня прошли впустую.
Очень жалко. Потому что...

Нет методики, понимаете? Есть театр одного актёра с участием детей.
Нет «комплексно-волнового урока». Есть «волна ассоциаций» в голове Казиника и даром потраченные время-деньги.
Есть красивый новый термин, благородные слова. А что скрывается за ними?

Пересказ радиопередач с «Серебряного дождя», отягощённые подробностями и многословными отвлечениями по поводу и без. С затяжными паузами и нескончаемыми, мульти-кульминационными интонационными спадами-подъёмами.
Игра на рояле, часто неудачно-фальшивая, гротескно-пафосная... я понимаю, что Казиник – скрипач, и это его извиняет. Но уши болели.
Уровень обращения со взрослой аудиторией – на уровне учеников начальной школы, обладающих минимальными знаниями и интеллектом. Это называется «вешать лапшу малышам»: «...и пошёоооол Лев Николаевич Толстой, да заплааааакал...»
Попытки манипуляторства на самом примитивном уровне: «...если кто-нибудь из вас построит урок по моей методике, да мы с вами по всему миру поедем с эти уроком! по всему миру!», «...а вот в Выстре... ах, у меня там такие талантливые учителя, они-то смогли!», заглядывая в глаза вытащенной на сцену женщины: «...ну? будем? будем?! будем работать, ну??!»
Добил пересказ научно-популярного фильма, начатого словами «...МЫ провели эксперимент»...
Препарирование стихотворения Пастернака «Гамлет», начатое со слов «...Высоцкий хорошо читал это стихотворение, но я бы прочитал по-другому, глубже» - убило окончательно.

Его так «носило» во все стороны, во все области, что только глаза расширялись от удивления.
Только что говорил о валентности – уже показывает «золотое сечение» на своей руке, от локтя до кончиков пальцев, и примеряет строки известных стихотворений на эту мерку (!). Только что говорил о нобелевском обеде и знаменитом нобелевском соусе - уже оглашает теорию «поцелуя и удара». Вдруг - перескакивает к «Сказке о попе и работнике его Балде» как противостоянии букв «о» и «а», и тут же - о «родовой музыке» Моцарта и своей программе для беременных.
Презрительно избивая рояль, пародирует Стаса Михайлова и - почти тут же рассказывает сказку «об упущенном шансе» («Курочка Ряба снесла яйцо Фаберже»)...

Смешаны все эпохи и имена, факты и вымысел, «тайные знаки» и «логос»…
«…всё в кучу – кони, люди» (с)
Хаос. Такое впечатление, что я присутствовала при настройке симфонического оркестра: звуков много, а до настоящей музыки ещё далеко. Когда Казиник приводил свою очередную ассоциацию, от строения атома к музыке, он вновь был многословен.
И только одного слова я так и не дождалась: гар-мо-ни-я.
И с чего бы ему, этому слову, звучать: если внутри клубится хаос, гармонии там не место.

Со всеми «великими» Михаил Казиник на «короткой ноге»: он так живописует сцены быта и творчества, что кажется, что именно он открывал крышку рояля Бетховену и лечил больного Моцарта.
- Бородин писал музыку, когда болел. Знаете... ему даже друзья звонили (!) и спрашивали: может, ты заболел? Бородин удивлялся, а они объясняли: ты же когда болеешь, музыку пишешь...

Да что там Бетховен, Моцарт, Бородин! Казиник даже с богом «на одной ноге»:
- Вы сами подумайте: бог говорит Адаму и Еве – всё вокруг можно, а вот это... нельзя!!! И вышел куда-то... покурить (!). Он спровоцировал Адама и Еву! спровоцировал, чтобы выгнать из рая, чтобы у нас появился Бах, Пушкин, Пастернак...

О «Евгении Онегине»:
- Онегин – это сам Пушкин, а Ленский персонаж вымышленный: таким образом, Пушкин показывает, как хорошая поэзия убивает плохую поэзию (!). Почему Ленский – вымышленный персонаж? Во-первых, у него никого нет родных: у Онегина – дядя, у Татьяны и Ольги – семья, а у Ленского – никого! Далее: Ленский вернулся, насмотревшись на «германские туманы»... но нам известны английские туманы, а не германские (!), Пушкин даёт нам понять таким образом, что Ленский – выдуман!
Кто бы посоветовал Михаилу Семёновичу перечитать «Спартака» - по поводу «германских туманов»...

С детской аудиторией получилось не лучше: детей, почему-то, пригласили разного возраста, от шести до четырнадцати лет. «Волновой урок» длился полтора часа: младшие к тому времени уже изнывали от усталости, старшие к окончанию урока замкнулись, отвечали лишь на конкретно направленные вопросы и с лёгкой усмешкой наблюдали за «учителем», плывущим по ему одному ведомым «волнам ассоциаций» и не ведающим о возрастных особенностях детей.

По идее, «комплексно-волновой урок» должен был показать «методические приёмы, работу над речью и движением, артикуляцией и мелодией, сотрудничество педагога и учителя».
В реальности всё вылилось в заигрывании с детьми, творческих заданиях на воображение (придумать самую невероятную причину опоздания на урок, произнести порядковый счёт «в роли»), имитации завывания бури (чтение первых строф стихотворения Пушкина «Буря мглою небо кроет»), знакомством со скрипкой как музыкальным инструментом, шустрым галопом - по танцевальным жанрам с обработкой известной детской песни и... просьбой каждому (!) ребёнку крикнуть в подносимый микрофон «...я люблю тебя!» под звучащую музыку Моцарта.
Всё.

- Вы, ребята, знаете Яндекс? Точно знаете? Зайдите в Яндекс и наберите слово «Казиник» с одной «н». Посмотрите там фильм «В лесу родилась ёлочка» - как песня звучит в разных жанрах.
- Говорите, Яндекс знаете? Наберите там слово «Казиник» с одной буквой «н», и найдите фильм «Скала и шторм», обязательно посмотрите!
- Вы снимаете? – переспрашивал Казиник у оператора, когда дети излагали «самые невероятные причины опоздания на урок».
Как я понимаю, предполагалось, что интересные ответы дети давали только благодаря Михаилу Семёновичу, и это будет доказательством воздействия его чудесной «методики»... а ответы детей, кстати, были действительно интересными, напишу о них позже.

- Что у вас есть в школе? Кабалевский?! Фуууу... у него же сплошная скука: «какая музыка? красииииивая...»
Михаил Казиник, как я понимаю, даже не удосужился узнать, какие программы пришли на смену программе Кабалевского за прошедшие 30 лет. Вот это «фуууу...» в программе семинара было заявлено как «сравнительные характеристики традиционного, привычного урока и урока нового типа». То есть, существование Абдуллина, Николаевой, Алиева, Школяр, Терентьевой и их программ творческого развития детей Казинику неведомо – не сподобился ознакомиться.

- Школа несёт клиповое мышление, от которого надо избавляться! Идеалом образования я считаю русский лицей, тот настоящий русский. Вот до того образования нам бы дотянуться...
Интересно, что сказали бы в лицее, услышав хаос «нобелевского мышления» Казиника: к лицеистам допустили бы?

Думаю, Михаил Семёнович был бы удивлён, узнав, что его «методика» хорошо «вписывается» в высказанную бывшим российским президентом (ныне премьером) теорию – о закрытии педагогических вузов и приходе в школу практиков от профессии. Трёхмесячные курсы, и уже педагог, чего заморачиваться-то?
Этот «волновой урок» надо было бы показать премьеру – пусть бы порадовался...

Популяризаторство и просвещение – не есть синонимы, и подменить одно другим нельзя.
А «методика Казиника»... я бы с удовольствие ввела подобный курс как развлекательно-образовательный факультатив, но ни в коем случае не учебный предмет.
Дети, всё-таки, в школе должны получать знания, а не «околопросвещение».

Теперь, после этих трёх псевдо-семинарных дней, от имени Казиника меня слегка плющит.
А от звуков его голоса – скручивает косой спиралью. 
Спасало только одно: два очень хороших музыканта-исполнителя, пианист Вячеслав Зубков и скрипач Андрей Чистяков.
Они – играли, и играли на высоком уровне, возвращая участников семинара от хаоса - к гармонии, давая передышку, очищая души и сердца.

Наверное, благодаря им, этим замечательным музыкантам, и остался Михаил Казиник без «обратной связи»: музыка смывала весь нанесённый мусор, умиротворяла, поднимала ввысь. И... оставалось только чувство сожаления и сочувствия – к человеку, который несёт в себе хаос.

Человек, который несёт в себе хаос

Человек, который несёт в себе хаос

Человек, который несёт в себе хаос

Оставить комментарий

Andrey Govorovsky 06.04.2017 11:12
Полностью с Вами согласен.Спасибо за столь яркий анализ деятельности очередного Мойши-словоблуда,заявляющего о своей исключительности,что очень присуще им)))
Serifa Alexander 07.11.2017 18:31
Жуть. А ведь в некоторых местах уже требуют (!) знать эту методику! Где-то на сайте hh.ru видела.
Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Смотрю на даль единою, Траву в степи курю, Зову тебя Алиною И помню на хую. Пусть было всё загадочно, Твой шест и моя боль, Скурили мы достаточно, И я навеки твой. Что было - то забудется, Что будет - всё равно. Моя теперь ты спутница И всё предрешено. Стою любуюсь пашнями, Лесами ...
Новость неожиданная и страшная. В последних новостях Ронни вроде бы становилось лучше, HEAVEN AND HELL планировали тур, и тут… В еще одной блестящей рок-н-ролльной истории поставлена горькая точка. Скорбим. (Кросспост: ...
Постоянная рубрика в блоге. Здесь размещаются только стильные психологические мемы. Как в популярных пабликах, только для чуть более умных. И поучительный комментарий к ним. Раз в неделю предлагаю один крутой мем, — либо смешной, либо полезный. Итак, поехали: Взрослые люди не так ...
Роскомнадзор потребовал у интернет-аукциона eBay удалить объявления о продаже советских орденов и медалей времен Великой Отечественной войны. «Государственные награды и другие знаки отличия, связанные с событиями Великой Отечественной войны, не могут быть объектами отчуждения, за ...
Это цитата из книги "Сделаем из Тушки Фигурку" - про гормоны. У нас три дня назад семинар был двухдневный - про гормоны и удовольствия, гормоны и вдохноение, гормоны и творчество. Этот текст лег в основу семинара, итак: Море удовольствия от ...