рейтинг блогов

Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

топ 100 блогов varandej15.01.2022 Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Чегдомын - ПГТ (11,5 тыс. жителей) на одноимённой реке, центр Верхнебуреинского района Хабаровского края, в 35 километрах от показанной в прошлой части БАМовской станции Новый Ургал. Которую строила в 1970-80-х годах Украина, в особенности - отряд "Донбасс". Чегдомын же сам себе угольный бассейн, и поезда встречал задолго до прибытия на будущую Байкало-Амурскую магистраль первых комсомольцев. А вокруг двух посёлков на сотни километров нет ничего, кроме холодных гор, дикой тайги, топких комариных марей, среди которых вся цивилизация держится на тонких нитях железных дорог.

В Приамурье железные дороги образуют кольцо, на деле представляющее собой скорее трапецию. Её южная сторона - Амурский Транссиб, проложенный ещё в 1910-х годах; северная - Байкало-Амурская магистраль, которую в этой части начинали строить ещё зэки при Сталине, а закончили железнодорожные войска, две колонны которых встретились в 1979 году на разъезде Уркальту. На западе и востоке Еврейской автономной области же со сталинских времён уходят на север две линии, перпендикулярные Транссибу и БАМу - ВолК (Волочаевска - Комсомольск-на-Амуре) почти от Хабаровска и одинокая ветка вдоль Буреи. Первая из них понятна и закономерна - она соединяет Хабаровск с крупнейшим на Дальнем Востоке индустриальным гигантом, а вот Буреинская железная дорога тянется сквозь сопки, мари, годы и судьбы куда как более извилисто. Ещё в 1844 году остзейский немец Александр Миддендорф исследовал тайгу в глухом углу на тогдашней китайской границе, которая вскоре сместилась со Станового хребта на Амур. Из трудов Миддендорфа геологам было известно, что в верховьях Буреи и на её притоке Ниман есть выходы каменного угля, но без малого век это был просто географический факт: крупной промышленности в дореволюционном Приамурье не сложилось, а домам, паровозам и пароходам вполне хватало угля Сахалина и Сихотэ-Алиня. Совсем иное дело - советская эпоха: планы индустриализации и опасное соседство с воинственной Японией требовали поиска новых месторождений в глубине страны. В 1931-32 годах на Бурею послали Скорохода - Василия Захаровича Скорохода, руководителя геологической партии, вскоре разведавшей Буреинский угольный бассейн. По запасам и площади Бурбасс был невелик, но угли его представлялись очень качественными и очень доступными, если это слово уместно для копей за сотни вёрст от людского жилья. Следом за геологами, в 1933 году, в буреинскую тайгу отправились геодезисты Ургальской экспедиции, несколько лет в тяжелейших условиях искавшие трассу железной дороги. Её строительство от станции Известковая на Транссибе до реки Ургал (на фото) началось в 1938 году, и в ноябре 1941 года по новой линии длиной 339 километров пошли первые поезда.

2.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Думаю, не стоит пояснять, каково было значение этого угля для Дальнего Востока в последующие несколько лет, пока Донбасс был под пятой оккупанта, а Транссиб занимали военные эшелоны. В 1944 линию разобрали, перекинув её пути на Старый БАМ к Ванинскому порту... но уже в 1945-47 годах построили заново, видимо с учётом каких-то ошибок изначальной трассы. И - проложили чуть дальше: новая ветка длиной 363 километра не заканчивалась в Ургале, а доходила до шахт на берегу Чегдомына. В наше время в ней и вовсе 379 километров - в 2007 часть путей попали в зону затопления нового Буреинской ГЭС, так что пришлось строить чрезвычайно крутой обход возникшего залива. Сама линия Известковая - Чегдомын столь же малоизвестна путешественникам, сколь и красива: на ней нет интересных вокзалов (а вот деревянные пока сохранились), но есть прижимы к скалистым берегам Буреи, живописные виадуки (например, над рекой Яурин) и крошечные станционные посёлки посреди тайги. С Ургала на востоке же ещё в 1947-году начали строить БАМ, и хотя та попытка не удалась, к 1974 году в верховьях Буреи железнодорожные войска и комсомольцев "Укрстроя" ждали готовый плацдарм и тыловая база. Узлом таёжных рельс в итоге стал Новый Ургал - 12 километров до него теперь общие для двух линий, за Новым Ургалом расходящихся на запад, а за Старым - на восток. Там же, у Старого Ургала, от АвтоБАМа ответвляется куда как более накатанная дорога, пересекающая пути.

3.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Автодорога и соединяет два посёлка, и в сентябре 2020 года жители обоих в один голос говорили нам, что никакого рейсового транспорта по ней нет - ходил дескать раньше ПАЗик, пока кто-то из администрации Верхнебуреинского района не наложил волосатую лапу на таксопарк. В комментах к прошлой части это опровергают и Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях. mikka, догадавшийся посмотреть расписание в интернете, и сами ургальчане, каким-то образом обнаружившие мой пост. Но у автобуса в любом случае всего два рейса в день, между которыми есть лишь такси за 2000 рублей. Мы вышли на край Нового Ургала и вскоре поймали машину, за рулём которой была столь дальневосточная бодрая, даже удалая женщина со звонким голосом. По пути она ругала колдобины, рассказывала нам о проходимости АвтоБАМа (худо-бедно проезжая грунтовка заканчивается на станции Солони, а дальше только зимник без мостов до Герби) и о том, что Новый Ургал и Чегдомын существуют как одно целое - народ ездит между посёлками на работу, учёбы и отдых. При виде Олиных перьев женщина вспомнила, как недавно в Чегдомыне энтузиасты выхаживали подраненного нырка и отпустили обратно в природу. Что за нырок, мы ломали голову, пока водительница не показала фото на телефоне - у нас такую птицу называют баклан, но здесь, видимо, стар и мал знает, что баклан - это кое-что другое. Птичья тема же продолжилась на озерце, у которого мы остановились - в то лето на его воде можно было увидеть цаплю с выводком утят, для которых она подменила куда-то пропавшую утку. Об этом даже писали в местных газетах, а вот нам увидеть живую достопримечательность не повезло:

4.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Работала водительница на Ургальской ЦЭС (как тут по старинке называют ТЭЦ), у поворота на которую нас и высадила. Вскоре мы поймали другую машину с мужиками, направлявшимися на рудник, но ради нас заехавшими в центр посёлка. Всё показанное далее мы осмотрели уже пешком и в обратном порядке. Со стороны Ургала (другой стороны, впрочем, тут попросту нет!) Чегдомын встречает пассажирской станцией:

5.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Она была оборудована на безымянных шахтных ветках только в 1958 году, а невзрачное здание вокзала (кадр выше) явно построили и того позже:

6.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Однако поезд Хабаровск - Чегдомын курсирует ежедневно, и ехать ему более 16 часов с 45-минутными стоянками в Новом Ургале и Известковой. Раньше, уверен, ургальчане и чегдомынцы спокойно ездили меж двух посёлков "зайцами", но у нынешней РЖД, конечно, так не забалуешь.

7.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Перспектива станции упирается в таёжный склон, который делит Чегдомын на два посёлка. Нижний Чегдомын - исходный: первые палатки, землянки и бараки люди поставили здесь ещё в 1939 году, не дожидаясь железной дороги. От транссибовской станции Бурея их везли вверх по реке пароходы с донельзя соцреалистическими названиями "Свободный", "Экономный" и "Батрачка", и против течения, по мелям и перекатам путь занимал до 9 дней, заканчиваясь в тогдашнем райцентре Чекунда. Ему на смену строился посёлок Средний Ургал, но хоть туда, хоть напрямую в Чегдомын добирались в те времена только катером или лодкой.

8.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Деревянные домики и школа Нижнего Чегдомына - скорее ровесники станции:

9.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

И облик лесопилки вряд ли изменился с тех времён, когда для них изготовлялись материалы:

10.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

А потом из-за деревье вдруг вырастает рукотворная гора - это отвалы Буреинского угольного разреза, давшего жизнь посёлку среди марей. Первые десанты строителей, среди которых, вопреки обычаю той эпохи, не было заключённых, лишь готовили место в ожидании морозов, с началом которых по зимникам на автомашинах сюда начали завозить оборудование. Строительство первых шахт началось в 1940 году, но они представляли собой самые примитивные штольни с конной тягой, а работали скорее потому, что в начавшейся войне выбирать не приходилось. Настоящее развитие пришло на Бурбасс в 1947 году, когда по воссозданной железной дороге сюда начала поступать современная техника, с помощью которой вскоре были построены и оснащены Буреинский разрез и шахта "Ургал". В 1950-60-х объёмы дОбычи увеличились в десятки раз, к началу 1970-х перевалив далеко за миллион тонн угля ежегодно.

11.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

У поворота дороги - целая площадка, усыпанная фрагментами карьерной техники:

12.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

В первую очередь - колёсами "белазов" (ну или их зарубежных аналогов) поперёк подошвы почти в человеческий рост:

13.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

14.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Рядом - ковши экскаваторов и ещё бог весть что, а за этим странным полем обломков лепится к склону и явно сталинское здание с крыльями позднесоветской эпохи - видимо, контора "Буреяшахтстроя". Чегдомын стал тылом стройки Восточного БАМа, но завершённый БАМ принёс сюда следующую реконструкцию, начавшуюся в 1980-х годах шахтой "Северная", а продолженной уже в 2010-х обогатительной фабрикой "Чегдомын" и ещё одним Правобережным разрезом.

15.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Нынешний хозяин Чегдомына - учреждённый в 1994 году "Ургалуголь", часть крупнейшей в России и входящей в пятёрку крупнейших в мире Сибирской угольно-энергетической компании (СУЭК). Современный Чегдомын добывает 7,5 миллионов тонн угля в год - против 2,5 миллионов в 1980-е годы, и большая часть добытого экспортируется через Ванинский порт к всяческим Азиатским тиграм.

16.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Дорога тут делает крутой поворот, огибая свалку колёс и ковшей. С другой её стороны - площадка обеих шахт. У КПП стоит проходчный комбайн-памятник (помогите опознать!), а на одном из зданий завлекает гостей вывеска "Шахтёрская столовая".

17.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

За подъездными путями, с которых открывается неплохой вид на двор шахты, дорога начинается набирать высоту так, словно мы сели по ошибке в "элочку", что летают с 2017 года в Хабаровск из расположенного неподалёку аэропорта. Впереди - мощный треугольный мыс меж пойм Ургала и Чегдомына. С подъёма открываются впечатляющие виды шахтёрской промзоны:

18.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

По словам местных, туристу приезжать в Чегдомын лучше в будние дни - ежедвным зрелищем шахтёрского посёлка становятся взрывные работы в разрезе. В Чегдомыне от взрыва дрожат стёкла, а над отвалами поднимается ярко оранжевое, иногда отчётливо грибовидное облако. Момент взрыва есть на этом видео (если не переносите мат - смотреть без звука!), и ядовитый цвет пугает - хотя на самом деле это просто пыль здешних пород.

19.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Та же пыль висит над разрезами постоянно - даже по моим фото видно, насколько мутный в Чегдомыне воздух:

20.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Подъём отмечает памятник жертвам репрессий - угледобычу здесь поднимали добровольцы, но железную дорогу тянули Бамлаг, Амурлаг, Бурлаг...

21.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Там, где склон начинает выполаживаться, тянется частный сектор, на краю которого мы с Олей набрели вот на такую самодельную карусель. Не знаю, как такую называют здесь, а вот в моём пермском детстве она называлась гиганы:

22.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Подъём приводит в Верхний Чегдомын, становясь его главная улицей, которая здесь называется просто и техногенно - Центральная:

23.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Верху и Низу пришлось поначалу поспорить за то, какой район станет главным Первые бараки на сопке начали строиться ещё в 1940 году, но вскоре опустели и заросли малиной - народ предпочёл жить в низине, ближе к штольням и поездам, где разрослась Самостройка. В 1949 на косогоре был снова заложен Соцгородок, до 1960-х остававшийся в народе Стройгородком, и лишь в позднесоветское время, с появлением комфортабельного жилья и автобусов от дома до работы, окончательно ставший центром Чегдомына. Однако вдоль Центральной, Пионерской, Рабочей улиц ещё стоят деревянные дома времён его зарождения:

24.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

И в некоторых из них явно живут интересные люди:

25.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Чегдомын отнюдь не бедствует, и хотя за пределами шахт тут немного работы, на шахтах никого не удивишь зарплатой в 100 тысяч рублей. Однако даже зажиточный шахтёрский посёлок в глуши остаётся шахтёрским посёлком в глуши, где нравы суровы, а жизнь однообразна и скучна. СУЭК, администрация и жители явно пытаются сделать посёлок красивее - но только явно не очень-то знают, как:

26.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

А население тем временем убывает - с 1989 года, когда в Чегдомыне было 20 тыс. жителей, посёлок сдал примерно вдвое:

27.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

На косогоре среди бараков встречает такая же деревянная церковь Новомученников Российских (2003-07):

28.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Неожиданно огромная и я бы сказал, довольно симпатичная для нынешних времён:

28а.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Особенно - минимализмом деревянных интерьеров:

29.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Окрестные дома и улицы можно попробовать соотнести с вот этим текстом, я же просто созерцал здесь колорит дальневосточной глухомани:

30.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

А Чегдомын - он в первую очередь именно глухомань, и лишь во вторую шахтёрский посёлок. Если между окраинами Донецка или Прокопьевска, Караганды или Воркуты есть что-то неуловимо общее, то Чегдомын гораздо больше напоминает глухие станции БАМа или посёлки хоть на протоках Оби, хоть на притоках Амура, доступные лишь по воде.

31.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

31а.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Чегдомын - не шахтёрский посёлок в глуши, а глушь, в которой трудятся шахтёры.

32.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Центр Чегдомына открывает импровизированная площадь Ленина с кинотеатром "Ургал" (1955). Обратите внимание на рукописные афиши вполне современных (на момент нашей поездки) фильмов:

33.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

И не случайно именно тут стоит Ильич: открытие "Ургала" стало своеобразной вехой в истории Чегдомына. Ведь раз уж тут крутят кино, значит посёлок поставлен всерьёз и надолго, и люди пришли сюда не только работать, но и жить. Если верить заезжему урбанисту, этот подход не меняется - лет 5 назад главной мечтой чегдомынцев было достроить бассейн.

34.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Центральная улица тянется по гребню мыса своеобразной летописью, и после "Ургала" на ней встречают каменные дома 1950-х годов, да и деревянные назвать бараками язык не повернётся:

35.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

У школы с плакатами для будущих тружеников подземелья - эффектный памятник Героям Космоса (1966):

36.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Дальше расположилась Аллея шахтёрской славы, состоящая по сути из одного валуна с надписью "Шахтёрам Ургала, погибшим на боевом и трудовом фронтах", который был поставлен в 2007 году на соседней площади Блюхера и в 2010-м перенесён сюда:

37.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

К мемориалу "Последняя Атака" (1975) - явному символу Чегдомына. При первом взгляде он впечатляет странными пропорциями фигуры солдата, а при втором - размером списка павших воинов из этих, казалось бы, почти безлюдных мест.

38.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Ещё парой кварталов дальше - собственно, площадь Блюхера, "самый центр" Чегдомына на стыке сталинок и хрущоб. Название её не случайно: именно Василий Блюхер, так неудачно оступившийся в 1938 году на Хасане, был главным лоббистом освоения здешний углей. С одной стороны Центральной улицы стоит Дом культуры (1973), с другой ведёт вниз симпатичный бульвар, благоустроенный в 2019 году на деньги СУЭКа:

39.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Где-то на нём по идее должен стоять мемориальный камень БАМовцам, привезённый в 1983 году с заречного хребта Туран, но мы его не приметили и даже спросить у прохожих забыли. Нам на бульваре попались берёзы с глазами...

40.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

...и пятиэтажки со счастьем:

41.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Бульвар упирается в здание Межшкольного учебного комбината (1977), вмещающее библиотеку и краеведческий музей. Музей нам очень рекомендовала та водительница, что показывала озеро с цаплей, но ещё больше она расхваливала турклуб "Янкан" и его руководителя, который знает про эти места всё и наверняка был бы рад нечастым в этих краях путешественниками. Увы, из всего перечисленного открыта оказалась лишь библиотека - у музея в воскресение выходной, а туристы ушли в поход в какие-то дикие горы.

42.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Благо, походы - тот вид развлечений, который Чегдомын может предложить в достатке. Посёлок действительно кажется островом, о который разбиваются волны, гонимые ветром по древесным кронам, и старожилы помнят, что бруснику и голубицу собирать тут можно было прямо во дворах. Теперь по грибы-ягоды придётся пройти пару километров, но самое, пожалуй, яркое, что только есть в невзрачном Чегдомыне - это виды на окрестную тайгу:

43.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Хорошо заметные склоны уходят в обе стороны от Центральной улицы, но явным "фасадом" Чегдомын обращён на юг, к долине Чегдомын-реки и далёкому Буреинскому хребту. Вытянутый на 400 километров, он представляет собой прямое, куда более высокое (2298м, гора Город-Макит) и мощное, продолжение Малого Хингана. Хребет разделяет бассейны Среднего и Нижнего Амура: на запад с этих гор текут Бурея и другой крупный приток Селемджа, на восток - Амгунь, впадающая в Амур недалеко от устья. К Буреинскому хребту то ли принадлежат, то ли примыкают меньшие хребты со звучными названиями Эзоп (!), Ям-Алинь и Дуссе-Алинь, красотой и высотой не уступающие куда как более знаменитому Сихотэ-Алиню. В глубине Дуссе-Алиня скрыт горный лагерь "Гремячий Лог", куда можно попасть лишь вертолётом, а от него ещё дней десять идти туда, где смотрят в небо зубчатые скальные "замки", пики с названиями вроде Неприступный (2072м) и грандиозные каменные цирки, в которых хлещут водопады (как 70-метровый Медвежий) и лежат круглые тёмные озера, в первую очередь Корбохон - "Зелёный кристалл в чёрной оправе". Но я не знаю, видны ли те горы отсюда - туристов на Гремячий Лог забрасывают из Бриакана на восточной их стороне...

44.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Даже больше сопок в чегдомынских панорамах впечатляют мари, по-нашему болота - дальневосточное слово известно не так широко, как сопка или падь, однако не менее важно в местных реалиях. И глядя с Чегдомына на необозримое безлюдное пространство, совсем не удивляешься созвучию слов "марь" и "море":

45.
Чегдомын. Шахтёрский остров в бескрайних марях.

Как уже говорилось, всё это мы прошли в обратном порядке - мужики с рудника завезли на площадь Блюхера, а оттуда мы спустились пешком до вокзала. Вернее, последние полкилометра нас подвезли двое гастрбайтеров, которым русские пассажиры были нужны позарез - до отправления поезда было двадцать минут, а они не знали, где касса. Мы попытались было уехать в Новый Ургал на том же поезде, но билеты стоили по 500 с лишним рублей, а с проводницами договориться не вышло. Следующая машина вновь подвезла нас до поворота на ЦЭС, а там появились из-за поворота явно вахтовые ПАЗики, ехавшие в Новый Ургал порожняком. На них мы и вернулись ночевать в комнатах отдыха вокзала: самый медленный в России поезд Комсомольск-на-Амуре - Тында тут единственный и ежедневный, и Чегдомын мы осмотрели просто потому, что без смены направления приехать в эти края можно или на 40 минут, или на сутки. Ну а дальше на запад через бескрайние мари отправимся в следующей части.

БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (2020-21)
Обзор и оглавление (2020)
Обзор и оглавление (2021)
Эвенки. На чьих земля БАМ.
БАМ в общем. История, колорит, описание трассы.
Ванино и Комсомольск-на-Амуре.(Восточный Старый БАМ).
Восточный БАМ
Комсомольск-на-Амуре - Ургал. Тёмный БАМ.
Новый Ургал.
Чегдомын.
Новый Ургал - Верхнезейск.
Тында. Город.
Горный БАМ
Тында - Юктали. Горный БАМ.
Олёкминск - Новая Чара.
Две Чары и Чарские пески.
Чинейская железная дорога. Посёлок Чина.
Чинейская железная дорога. Трасса.
Новая Чара - Таксимо.
Витим. Дорога на Бобайдо и Мамакан.
Витим. Бодайбо.
Витим. Ленские прииски.
Северо-Муйский перевал.
Западный БАМ
Кюхельбекерская - Нижнеангарск.
Нижнеангарск.
Северобайкальск.
Байкальское.
Северобайкальск - Усть-Кут.
Усть-Кут.
Железногорск-Илимский.
Усть-Илимск. Новый город.
Усть-Илимск. Старый город.
Братск и Тайшет. (Западный Старый БАМ).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я вчера вечером решительно решил дописать рецензию на статью, которую мне прислали из "Ancient Mesoamerica", посему пятничных котегов не случилось. Вот исправляю эту ситуацию. На водопой, около которого расположена камера FUNDAECO, помимо ягуаров пришла и пума. Тощая она, правда, ...
Каждый день , в течении девяти лет и трех месяцев Россия помогала семье Асадов, заставляя Российских налогоплательщиков горбатиться на эту семейку. 4 миллиона долларов в день, стоил ...
*** мне кажется, я уже испытываю ваше терпение, но я решил все же историю продолжить. Всего в ней будет 48 частей, и где-то начиная с пятой повествование выльется в сплошной звездный трах. Не тот, который вам приелся в повседневной жизни, а ...
Главная фигурантка так называемого дела «Оборонсервиса» Евгения Васильева устроилась на работу в адвокатское бюро ... О том, что если Евгения, не поддавшись понятным дамским слабостям, поведет себя взвешенно и будет молчать правильно, ей воздастся, мы с вами уже говорили , так ...
Заехали сегодня с сестрой в булочную на чашечку кофе (ну, кто кофе пил, а кто чай)). Боже, какой же там запах! И какая красота: Жаль только, что это все не для меня ...