Чье сердце - ваше ли, мое ли, летело вскачь?
bolshoy_karlik — 05.07.2011
Вечерние поля в росе,
Над ними — вороны…
— Благословляю Вас на все
Четыре
стороны!
Обещала написать о посещении дома-музея Марины
Цветаевой. И помню об этом. Но не могу собраться и сесть за
написание... Вчера весь день собиралась - не смогла. Поэтому
родилась запись о музее эротики - настроения и ощущений хватило
лишь на него. Поясню. Посещение музея и дальнейшее гугление
сведений о Цветаевой на основании того, что я там увидела и что мне
там рассказали - повергло меня в угнетенное состояние. Я под
прессом мыслей. Я не знаю как относиться к Цветаевой, к ее жизни...
К творчеству - понятно - это гений. Ее стихи могут нравиться, могут
быть не близкими - но они безусловно гениальны. А вот сам человек,
сама Марина...Я не могу определиться...может позже... Поэтому я
сделаю запись почти без своего отношения к поэтессе. Покажу фото.
Окей?
Итак, желтый особняк в Борисоглебском
переулке. Напротив него - памятник Марине. Что бы попасть
в особняк - надо нажать на звонок, дождаться писка и тогда войти
внутрь. Дождались, вошли. Купили билет. 50 рублей. Копейки.. На что
они содержат музей? Я бы заплатила и 500, не
вопрос.
Внутри кроме нас никого не было. Хотя экспозировалась
выставка семьи Эфронов и Дурново. Тоже непонятно. Почему
пусто?
Встретили нас замечательно, рассказали, как и куда идти,
спросили - нужно ли нам сопровождение? Что если будут вопросы -
сразу задавать и не стесняться. У Цветаевой и ее семьи было большое
разветвление родственников и знакомых, поэтому не удивительно, что
какая то фамилия будет совсем новой и незнакомой.
Разумеется, я, как всегда перед походом в музей,
прогуглила кучу страниц о Цветаевой. Решила, что я по меньшей мере
цветаевед.. Ошиблась. Ибо сижу уже третий день и разбираюсь в ее
жизни..
Гостиная Цветаевых. Не все предметы принадлежат семье. Много
утрачено. Сестра Цветаевой - Анастасия - много отдала из личных
вещей.
Очень много портретов на стенах квартиры. Это работы матери
Сергея Эфрона - мужа Марины.
Везде портреты Сергея Эфрона. Очень красивое лицо.. Очень
необычное. Даже на перекладку сегодняшних реалий. Марина и
Сергей.
Эфрон сложный человек. "Вечно большой ребенок,
больше сын, нежели муж" - так говорила о нем Марина.
Сын Елизаветы Дурново из известного дворянского рода и
крещеного еврея Якова Эфрона. Учился на филологическом
факультете Московского университета. Писал рассказы, пробовал
играть в театре, издавал журналы, а также занимался подпольной
деятельностью.
После начала Первой мировой войны, поступил братом милосердия
на санитарный поезд.
В Октябре 1917 года Эфрон, только что выпущенный из школы
прапорщиков, сражается в Москве против большевиков.
Эмигрирует за границу. Оказывается в Праге. Там
даже снимается во французском фильме, где сыграл роль
заключенного-смертника, которая длилась лишь 12 секунд и можно
сказать предвосхитила его собственную дальнейшую судьбу. Является
членом эмигрантской масонской ложи в Париже.
Вскоре после эмиграции желание вернуться на родину становилось всё
сильнее.В 30-е гг. Эфрон сотрудничает с советскими
спецслужбами, является сотрудником Иностранного отдела ОГПУ в
Париже. Использовался как групповод и наводчик-вербовщик, лично
завербовал 24 человека из числа парижских эмигрантов. Вернулся в
СССР вслед за дочерью Ариадной. Зачем????.......Арестован
НКВД в 1939 году. Был расстрелян в августе 1941 года. В
августе 1941 покончила с собой и Марина. Безотносительно. Ибо о
казни мужа не знала.
Марина очень любила Сергея Эфрона. Несмотря на ее
увлечения и романы. Она считала его не только своим мужем и другом,
но поистине испытывала к нему и материнские чувства. И они
всю жизнь были на вы...
Удивительно красивые дети Марины - Ариадна (Аля) и
Ирина....Мура (Георгия еще не было). Немного позже
остановлюсь на этой теме. Ибо это очень важно.
Ариадна - слева. Ирина - справа.
Ариадна - ей посвящено большое число стихотворений
Цветаевой (включая цикл «Стихи к дочери»). Например,
Девочка! - Царица бала!
Или схимница, - Бог весть!
- Сколько времени? - Светало.
Кто-то мне ответил: - Шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла, -
Девочку мою встречали
Ранние колокола!"
“Аля – это дитя моего духа” - так говорила про
свою дочь Марина. Словно зная заранее, как мучителен будет
дальнейший путь Алечки – у нее былоудивительное
детство. Все вокруг нее тогда было похоже на сказку: детская -
большая, светлая комната в сорок метров, куклы, в четверть ее,
годовалой Алечки, роста, мягкая шкура , брошенная на пол около
белой ажурной кроватки.
Интересно - в книжном шкафу от руки написано вот что. К
чтению в семье Эфронов и Цветаевых всегда подходили очень серьезно.
Это не было развлечением. Это было ЗАНЯТИЕМ.
Вторая дочь - Ирина. Вот тут мое отношение буксует..
Поэтому лишь сухие факты.
В жуткие времена голода Марина отвезла Ирину в
Кунцевский сад - приют для детей – сирот, где давали горячую
баланду - суп раз в день – так называемое "питание". Ариадна в этот
момент сильно болела какой то простудой, еды в доме практически не
было. Марина не отходила от Ариадны ни на шаг почти два с лишним
месяца, а опомнившись едва Але стало немного легче, бросилась в
Кунцево, к Ирине. Но ее встретили там равнодушными словами, что
Ирина Эфрон скончалась от голода несколько дней тому назад.. Может
это было отчаянной соломинкой:приют - что бы попытка спасти
детей, и одну и вторую? Не знаю.
Она часто потом говорила дочери:
"Ешь. Без фокусов. Пойми, что я спасла из двух –
тебя, двух - не смогла. Тебя "выбрала". Ты выжила за счет
Ирины." (с)
Еще фото Ирины. Она слева. Поражаюсь - какие красивые
девочки!
Кабинет Марины Цветаевой. Само собой - на нем нет
тетрадей, бумаги. Ибо нет и самой Марины. Стоит одинокое фото ее
Сережи.. Сергея Эфрона. Он держит в руках шкуру волка. Эта же шкура
лежит в кабинете на полу (ниже).
А это вид из окошка рабочего кабинета Марины. Ее взгляд
не раз устремлялся сквозь этот проем. Какие у нее были мысли? Мы не
узнаем никогда. И надо ли?
Марина мне показалась сложной, неулыбчивой, сама в себе. Я
долго рассматривала фото, особенно групповые. И заметила вот что -
везде она смотрит либо в сторону, либо с очень серьезным и
закрытым лицом. Вещь в себе. И только на фото с Муром - сыном - она
улыбается... Что это? Особенность характера? Недовольство
ситуацией? Или она всегда в своих мыслях? Как мне рассказали
- ей почти всегда было скучно: в любой компании, в
любой среде она чувствовала себя одинокой. Да, она увлекалась
людьми, но увлекалась- то она не теми, какими эти люди были, а
теми, какими она их сама создавала для себя.
Софья Парнок... Умна. Иронична. Капризна. Внешне
красива и выразительна... Страстное поглощение дружбой с
невесть откуда возникшей на ее пути Софией Парнок. Не дружба даже.
Роман. Да-да. Именно. Сафическая любовь, которую предложила
Парнок и которую Марина приняла,
вызвала поток стихов. В литературных салонах можно
было видеть, сидящими в обнимку, курящими одну
папиросу. Цветаева посвятила ей цикл стихотворений «Подруга».
Нам всем известно замечательное стихотворение "Под лаской плюшевого
пледа...".
Вот слова Цветаевой - "любить
только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо
исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине)
или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное —
какая скука!"
Это повергало Сергея Эфрона , никогда не
выплескивающего своих эмоций наружу, романтичного, немного
нерешительного, но ревнивого и болезненно страдающего от вечно
кажущегося ему недостатка внимания со стороны семьи в полное
отчаянье, и толкало к решительным, не совсем обдуманным шагам. Едва
закончив первый курс университета, он подал прошение о приеме
добровольцем в армию, и был призван на фронт, сначала в качестве с
санитара в лазарете, а потом - и слушателя школы
прапорщиков……
Цветаева и Парнок расстались в 1916 году. Марина
вернулась к мужу Сергею Эфрону.
Я не комментирую. Просто рассказываю о том, о чем узнала от
экскурсовода.
Сын Марины - Георгий. Она называла его Мур, Мурлыга. Этот
мальчик был долгожданным, желанным.
"Моего ничего нет.. Удивительный мальчик! Вылитый Марин
Цветаев"- так говорил Сергей ЭФрон.
Некоторые считают, что Георгий был рожден от
человека, которого Марина называла первой своею осуществленной
земной любовью - Константина Родзевича. Но когда Марина
почувствовала в себе зарождение новой жизни, роман с Константином
Родзевичем - пылкий и бурный, был уже позади. Константин
Радзевич. Умер в глубокой старости в белогвардейском Русском доме
престарелых под Парижем в 1988 году.
Посмотрите, как преображается лицо Марины при взгляде на
ребенка. На этих фото - она живая и лицо у нее светится,
мягкое...
Надо сказать, что характер Мура - копия характера Марины
Цветаевой. И внешне он - Марина.
Многие современники позже вспоминали, что Мурлыка был
дурно воспитан, позволял по отношению к матери и другим знакомым
резкие выпады, суждения, отрицание. Многим казалось, что он не
уважает мать. И они дружно осуждали Марину за плохое воспитание,
чрезмерное баловство сына. Осуждать - проще, понять - сложнее, а
люди не часто хотят утруждать себя пониманием.
Мальчик, ранимый, как все подростки, многое знал, видел,
и не мог простить увлечений матери, поэтому бывал с ней черств,
холоден, недобр и не оказывал сыновней поддержки, когда она,
одинокая, никому не нужная, травмированная недавними репрессиями,
войной и всеобщим безразличием, в этом очень нуждалась. Осуждать
его нельзя. Ибо это дитя. Именно о нем в своих предсмертных
записках писала Марина. Только о нем, о Муре. Я не буду приводить
текст записок, его можно найти в интернете. Сами записки вроде бы
не сохранились.
Мур пережил мать всего на три года. И погиб в этом же
месяце. В августе. Как и его мама. Как Сергей Эфрон. Август -
проклятый месяц для их семьи. Его смертельно ранили в
бою. Он попал в штрафбатальон, как сын репрессированного
отца. На момент смерти ему было всего 19 лет.
Ариадна. Немного подробнее о старшей дочери Марины.
Красивая. Похожая на отца. Очень умная и добрая девочка, писала
стихи с раннего детства, они отличались оригинальностью,
необычностью и глубиной.
В Париже во время эмиграции окончила училище прикладного
искусства. Хорошо рисовала. В детской комнате в музее висит над
кроваткой ее картина. Вот крупнее. Качество фото не
очень.
После возвращения в СССР из эмиграции работала в
редакции,писала статьи, очерки, репортажи, делала иллюстрации,
переводила.
Была очень близка с отцом.
Ее жизнь сложилась очень драматично. В 1939 году она была
арестована по ст. 58.
В Москву вернулась лишь в 1955 году. Подготовила к
печати издания сочинений матери. Была хранительницей её архива,
оставила воспоминания. Много работала над стихотворными переводами,
в основном с французского. Умерла в 1975 году. Единственная из
семьи - своей смертью. И не в августе. В
сентябре.
Ну, а теперь о смерти. О смерти Марины. Отъезд в
неизвестность с людьми незнакомыми, неимение на
кого опереться, чужие случайные люди. Елабуга, маленький
захолустный городок. Ее усталость росла. Нищета. Отсутствие работы,
а значит и денег. Вот заявление, которое она написала, тщетно ища
кусок хлеба. Обратите внимание на дату. 26 августа. А 31
августа ее найдут в петле.
Следующая бумага, касающаяся Марины была
последняя. Вот она. Страшная последняя бумажка. Все. После нее
обычно НИЧЕГО. Но не после Марины Цветаевой. Ибо после нее остались
ее стихи.
Надо сказать, что мысль о самоубийстве Марина вынашивала
еще с 30-х годов. Но ее удерживал сын. Склонность к суициду, к
сожалению, такая особенность, что она не покидает человека никогда.
В течение своей жизни рано или поздно, но он снова обратится к этой
идее. Это особенность психики. И в 80% из 100 - совершит это
действо. И она, Марина, его совершила.
В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание
Цветаевой. Насколько я знаю - отпевать самоубийц в РПЦ запрещено.
Почему в этом случае было сделано исключение - я не нашла нигде
ответа.
Может быть на этот вопрос ответила сама Марина в этом
четверостишье?
Ах, далеко до неба!
Губы — близки во мгле…
— Бог, не суди! — Ты не был
Женщиной на
земле!
.....Лично я не знаю.