ChatGPT — злобный гений или отличный помощник в учёбе?

Рассуждать о пользе и вреде нейросетей для школьников и студентов можно бесконечно. Поэтому мы предлагаем не уходить в демагогию, а посмотреть на результаты свежих исследований, которые провели китайские учёные. Эксперты проанализировали, как ChatGPT влияет на учебные процессы сегодня. Не будем спойлерить о выводах исследователей и сразу перейдём к разбору их работы!

Дорогие друзья! Если мой контент приносит вам радость и вы хотите поддержать мое творчество, я буду благодарен за вашу помощь. По ссылке вы можете сделать донат. Огромное спасибо за вашу поддержку и внимание!
Что брали за основу для исследования и какие показатели учитывали
Фундаментом исследования стали 69 других работ, где различные учёные рассматривали ChatGPT и его эффективность в процессе обучения. Ограничений на образовательные ступени не было, поэтому в фокус экспертов попали и школьники, и студенты. Выборка предметов, с изучением которых помогала нейросеть, тоже получилась обширная.
Отобранные китайскими исследователями 69 прошлых работ не были однозначными: одни эксперты пришли к выводам, что бот помогает, а другие — что он вызывает деградацию человеческих навыков. Поэтому перед аналитиками из Китая возникла задача провести метаанализ всех выбранных научных трудов. Сегодня ещё не существует до конца объективных тезисов и аксиом в отношении искусственного интеллекта, так что китайские учёные опирались в основном на субъективные выводы и оценки участников исследования. Но и общие критерии тоже установили, например:
- показатель успеваемости учащихся,
- уровень мотивации,
- наличие когнитивных навыков и уровень их развития до и после использования бота,
- уровень самоэффективности.

К задачам, которые решали ученики через искусственный интеллект и которые вошли в исследование, относятся:
- трактовка значений слов,
- составление краткого содержания или плана текста,
- решение математических примеров,
- поиск ответов на вопросы в тестах и т.д.
Время, которое тратили участники эксперимента на коммуникацию с чатом, тоже различалось: от разовой десятиминутки до непрерывного контакта в течение 16 недель. Суммарно в исследовании поучаствовало несколько сотен человек.
Основные выводы исследователей
ChatGPT и мотивация:
- Нейросеть может повышать уровень мотивации у учеников, усиливать их интерес, облегчать процесс обучения в целом.
- Более замотивированными после работы с ИИ становились студенты, а уровень мотивации школьников менялся незначительно.
- Положительная динамика наблюдалась у тех респондентов, кто использовал ИИ однократно или изредка. Оценить влияние бота на мотивацию в долгосрочной перспективе не удалось.
- Предположение исследователей: рост мотивации связан не с самой помощью ИИ, а с ощущением новизны при работе с ботом.

ChatGPT и успеваемость:
- После работы с искусственным интеллектом оценки многих учеников-респондентов стали выше, чем были до знакомства с нейросетью. Исследователи связывают такой эффект с доступностью обширной базы знаний, с которой могут работать ученики, запрашивая информацию в боте.
- Положительная динамика была и у тех, кто с помощью чата изучал гуманитарные науки, и у тех, кто разбирался в математических и медицинских направлениях. Сфер, в которых искусственный интеллект оказался значительно слабее, чем в других, не обнаружено.
ChatGPT и самоэффективность:
- Влияние чата на этот показатель учёные не зафиксировали.
- Лишь несколько респондентов отметили положительную динамику после работы с ИИ, но благодаря чему бот повлиял на самовосприятие людей, неизвестно.
ChatGPT и когнитивные навыки:
- Часть исследований показала, что нейросеть положительно влияла на самовосприятие и самооценку учеников.
- Однако сами экспериментаторы не рекомендуют радоваться раньше времени и воспринимать эти результаты как однозначный сценарий работы с ботом. Однородных выводов в исследовании быть не может, говорят эксперты, потому что при оценке разных заданий и частей экспериментов использовали разные механики, которые могли исказить результаты.

ChatGPT и усердие:
- Зависимость от нейросети повышала уровень расслабленности учеников: они становились менее усердными, чаще ленились и меньше напрягали собственные умственные способности для решений задач, если могли использовать бота.
- В некоторых исследованиях, которые анализировали китайские эксперты, выводы вовсе были плачевными. Если сначала ученикам предлагали долгое время использовать для помощи бота, а затем просили решить тест без подсказок от ИИ, то они демонстрировали слабый уровень подготовки, снижение умственных усилий, отсутствие навыков аргументации и рассуждения.
Подытожим
Исследования ChatGPT вдоль и поперёк только начинаются, поэтому в ближайшие годы мы ещё много раз затронем эту тему. Но на сегодня нет действительно качественных работ, которые рассматривали бы и оценивали все аспекты, влияющие на учеников и их способности к обучаемости. Чтобы исследование получилось более информативным и полезным, важно ввести в эксперимент ограничения на использование ИИ на отдельных этапах, измерить влияние нейросетей на обучаемость в долгосрочной перспективе, исследовать механизмы влияния ИИ на учащихся.
|
</> |