Часть I: вертолетом в Комсомольск Часть II: «Амурметалл»
dkphoto — 17.07.2012 Часть I: вертолетом в КомсомольскЧасть II: «Амурметалл» – промышленный гигант в постиндустриальной экономике
Часть III: амурский Пхеньян
Часть IV: над пожарами
Часть V: дымный Солнечный
64 Сейчас на экспорте продукции, по словам министра промышленности, транспорта и связи Хабаровского края Виктора Чудова, завод получает маржу в 5–7%, прибыль при работе на внутреннем рынке с его более высокими ценами больше – 20–22%. Существует проект метизного и контейнерного производства, который может потребовать выпуска трех миллионов тонн металла – более чем три годовые программы предприятия при полной загрузке мощностей. Рассматривается возможность выпуска в Комсомольске железнодорожных вагонов (в кооперации с «Амурлитмашем» и китайскими смежниками).
Наконец, потенциально имеется крупный оборонный заказ. Однако долги мертвым грузом тянут завод на дно.
65 Линия горячего проката.
66 Проблемы с закупкой заводом сырья упираются не только в одни лишь деньги. По мнению члена совета директоров «Амурметалла» Дмитрия Бочкарева, негативную роль сыграла недавняя отмена Высшим арбитражным судом постановления федерального правительства об ограничении пунктов пропуска металлолома через дальневосточные порты. В итоге сырье пошло за границу. Цена металлолома на внутреннем и экспортном рынках практически одинакова, на втором она даже чуть ниже. Но экспорт – твердая гарантия получения денег, а вот в случае работы с «Амурметаллом», находящимся в подвешенном состоянии, велики риски.
67 В настоящее время с заводом работает в общей сложности 43 поставщика сырья, еще две крупных компании ждут аккредитива и дополнительных гарантий.
Вообще же Дальний Восток все равно не состоянии обеспечить более 20% сырья при условии выхода завода на максимальную загрузку, поэтому без поиска поставщиков в Сибири и Забайкалье будущее «Амурметалла» также невозможно.
68 Готовая продукция, недавно вышедшая из сортопрокатного цеха и ждущая скорой отгрузки покупателям.
69 Совершенно очевидно то, что без прихода крупного инвестора завод сохранить практически нереально. К счастью, новый инвестор, заинтересованный в производственной базе «Амурметалла» и его продукции, имеется – корпорация «Уралвагонзавод». Ее интерес к заводу вызван не в последнюю очередь полученным крупным оборонным заказом, выполнить который может помочь металлургический гигант Комсомольска-на-Амуре.
70 Вместе с тем понятно, что «Уралвагонзавод» не горит желанием принимать на себя огромные долги предприятия, а так или иначе разбираться с кредиторами заводу все равно придется. Выводить «Амурметалла» на безубыточную работу в любом случае необходимо. Государство ясно дало понять, что намерено сохранить завод с его рабочими местами, вместе с тем конкретный рецепт выхода из создавшейся ситуации еще не определен.
Оперативное руководство «Амурметалла» просит о полной очистке предприятия от долгов, с чем едва ли согласятся кредиторы, в том числе ВЭБ.
71 Выход попытались найти на встрече руководства предприятия, представителей «Уралвагонзавода» и властей, которая состоялась в гостинице «Амурметалла» сразу после посещения губернатором заводских цехов. Признаться, я изначально наивно полагал, будто это совещание окажется простой формальностью, где просто официально закрепят подписями уже достигнутые в рабочем порядке соглашения. Ан нет, ничего подобного – оказалось, что мероприятие само было рабочим, непосредственно на нем стороны искали приемлемые для всех пути решения проблемы. Эти переговоры, на которых неизбежно озвучивались конфиденциальные коммерческие данные, отнюдь не предназначались для ушей журналистов, так что нам дали возможность заснять самое начало процесса и услышать лишь вводную информацию.
72 Предполагалось, что переговоры займут полтора–два часа. Первое время мы провели буквально через стену от конференц-зала, главным образом травя журналистские байки. Вскоре стало очевидно, что встреча заинтересованных сторон затягивается. Прямо во время переговоров Вячеслав Иванович написал пару раз в «Твиттере» о том, что судьба завода решается очень непросто.
73 Затем мы перебрались в холл, где должно было прозвучать официальное заявление по итогам прошедших переговоров. Там прождали, наверное, еще часа полтора.
Здесь можно видеть установленный в холле сувенир – судя по всему, подарок заводу от китайских партнеров, призванный способствовать богатству и процветанию. Увы, подарок «Амурметаллу» пока не слишком помог…
Во время ожидания к нам даже пару раз обращались с вопросами о ходе переговоров явно нервничавшие сотрудники завода – решалась судьба их предприятия, их работы. Но мы сами знали не больше, чем они.
74 На стенах холла развешаны весьма приятные картины с видами природы Нижнего Амура и городскими пейзажами. Вот, к примеру, парадная набережная Комсомольска. Вдали виднеется высотка в начале улицы Кирова.
75 Проспект Мира у перекрестка с улицей Красногвардейской. В здании слева работал некогда известный ресторан «Север», сейчас же вместо него там находится обувной магазин.
76 ЦУМ на проспекте Мира, каким он предстает при взгляде с Красноармейской улицы.
77 Наконец переговоры завершились, правда, как оказалось, лишь промежуточным результатом. СМИ и сопричастные лица стали записывать слова губернатора, который вкратце рассказал об общих итогах встречи. Кстати, как я понимаю, по центру в голубой футболке разом с фотоаппаратом и диктофоном стоит пиарщица «Амурметалла» Ольга fijest, а справа от нее – Ольга Овчарова из пресс-службы мэрии Комсомольска-на-Амуре.
78 Вячеслав Шпорт подтвердил звучавшие ранее тезисы, что «Амурметалл» может спасти крупный оборонный заказ, и такой заказ имеется у потенциального инвестора – «Уралвагонзавода».
Были намечены четыре возможных варианта выхода из создавшейся ситуации, которые будут предложены на рассмотрение фактическому собственнику предприятия – «Внешэкономбанку», который представит их кредиторам. Вместе с тем, чтобы инвестор пришел, необходимо возобновление финансирования завода со стороны ВЭБа. На совещании «Внешэкономбанк» взял на себя обязательства по пополнению оборотных средств предприятия. Конкретную сумму я не услышал, но, возможно, это те самые 2,5 млрд рублей, о которых губернатор говорил еще в конце июня.
Кроме продолжения финансирования необходимо пересмотреть мировое соглашение с кредиторами и, возможно, ввести процедуру наблюдения, чтобы мелкие кредиторы не смогли блокировать работу «Амурметалла». Видимо, такой сценарий может привести к тому, что «Уралвагонзавод» станет новым собственником предприятия и вытянет его в режим нормальной деятельности.
Кроме того, губернатор коснулся ситуации на казенном предприятии «Вымпел», также оказавшемся в сложном положении, хоть и не столь критичном, как «Амурметалл». Изначально рассчитанное на огромные объемы производства боеприпасов для легкого стрелкового вооружения, предприятие работает с колоссальной недогрузкой, что не позволяет ему выйти даже на уровень рентабельности. Правительство края вместе с руководством «Вымпела» рассматривают возможность получения крупного заказа на выпуск проходящего испытание патрона нового типа, а также работу с гражданскими заказчиками.
Вячеслав Шпорт выразил уверенность, что тяжелые времена для крупных промышленных предприятий удастся пережить с наименьшими потерями.
Следующую часть альбома в посвящу главным образом своей вечерней прогулке по городу. К теме рабочей поездки вернусь уже в четвертой части, где речь пойдет о событиях 6 июля, когда утром наша группа вылетела в административный центр Ульчского района – село Богородское, путь куда пролегал через дымные шлейфы самых сильных лесных пожаров, полыхавших в Хабаровском крае.