"Чародейка" в ожидании Чудес
tanja_tank — 20.01.2020 У читательницы сложилась непростая ситуация с подругой. Год назад ее словно подменили! Читаем, обсуждаем.(картина - Mary Beth McKenzie)
"Друзья и собратья, нужен ваш незамутненный взгляд со стороны. Иногда мне кажется, что я позволила этой истории зайти слишком далеко, иногда – что я нагнетаю и надо относиться проще. Самой разобраться становится сложно, ибо я необъективна. Итак, токсична ли эта дружба?
Мы знаем друг друга, страшно сказать, уже 20 лет – познакомились по работе и как-то очень быстро подружились. Оля работала менеджером по продажам, была очень уверенной, звонкой, яркой, полненькой – мой коллега однажды метко сравнил ее с тортом «Чародейка», и я тогда оценила его метафору.
Темные волосы, радостная улыбка в 33 зуба, готовность взять на себя ответственность в любых ситуациях и при этом какая-то скрытая, но рвущаяся наружу внутренняя бабья доброта.
Мы сошлись очень быстро, и этот союз долго время был взаимовыгоден – я заражалась ее непробиваемой уверенностью в себе, она прислушивалась к моей рассудительности, и этот наш гармоничный тандем очень скоро организовал маленький бизнес по перепродаже услуг, который питал нас ни много ни мало лет 10 с разной интенсивностью, пока услуга не была вытеснена с рынка новыми перспективными технологиями.
Надо сказать, что за это время мы умудрились поссориться на почве расхождения взглядов на бизнес два раза – один раз совершенно четко была не права она, второй – я. Обе ситуации обсуждались, оба раза каждая признавала свою неправоту.
Мне казалось, что после этого просто не может быть обстоятельств, которые рассорили бы нас, хлебнувших тягот совместного бизнеса в начале двухтысячных.
Все это время – и до бизнеса, и во время, и после – мы общались очень плотно, могли рассказать друг другу самое заветное, поплакаться, поделиться планами… Я уже много лет воспринимала ее как сестру и понимала, что ее отношение ко мне точно такое же.
Семьями дружить у нас не очень получалось, но мы и не стремились – она недолюбливала моего первого мужа (не без причины!), я – ее нынешнего (тоже не просто так). Никто не произносил этого вслух, конечно, но традиция душевных семейных встреч у нас не прижилась, мы дружили с ней вдвоем.
Теперь немного более подробно про образ жизни и наши семьи, чтобы был понятен расклад. После развода, совпавшего по времени с последними конвульсиями нашего с Олькой бизнеса, я ринулась работать по профессии и за несколько лет умудрилась закрепиться на этом поприще (я филолог по образованию и работаю редактором-корректором на сайте популярного СМИ, причем с недавних пор занимаю руководящую должность).
Как и на любой серьезной работе, у меня бывают свои проблемы и накладки, но вообще я очень люблю и своей коллектив, и саму контору, а главное – профессию, так что мне, можно сказать, с этой стороны очень повезло. С мужем при большой моральной Олькиной поддержке мы параллельно открывали еще один бизнес, связанный с кафе, и какое-то время держались на плаву, но строить серьезный бизнес без больших капиталов и надежных связей в мск очень сложно, поэтому при очередном витке кризиса мы остались в унынии и долгах, до сих пор выплачиваем кредиты, взятые на развитие.
Муж, изрядно упавший духом, пытается подрабатывать таксистом, но этот неблагодарный труд позволяет только покрывать долги по кредитам, так что сейчас фактически мы живем только на мою зарплату. Он ищет более серьезную работу через известный сайт, но пока безрезультатно.
Олька со времен того самого юношеского стартапа на постоянную работу не выходила. После нашего бизнес-распада она открыла интернет-магазин, торговала хэнд-мейдом, и какое-то время ей хватало не только на самое необходимое, но и на поездки по заграницам. Муж ее, на мой взгляд, абсолютный инфантил, к офису тоже привязываться не хотел, чинил – как и до сих пор чинит – компьютеры на заказ, но зато никогда не отказывает себе в дорогих хобби. Новые игрушки и охота – это святое. Каким бы ни было материальное положение, новые игры и лучший экип для охоты покупаются всегда.
Олька, будучи очень доброй по природе, на такие мелочи внимания не обращала и если и рассказывала об их отношениях, то только то, что он ее очень любит и у них прекрасная семья. И еще надо отметить, что, кроме меня, у нее фактически никого нет из друзей, да и родители, прекрасные люди, больше переживают за непутевого младшего брата, чем за нее.
- Аааааа, мать!!! Прикинь, нас опять кинуть пытались на ярмарке, цыганка пихала фальшивую пятитысячную! – писала я.
- Капеееец! Ну вы послали лесом, не повелись же?
- Об чем речь, мы росли в девяностых! Но сам факт!
Вот так примерно выглядели наши стандартные переписки в ватсапе на протяжении многих лет. В любой момент можно было поделиться, пожаловаться, посмеяться и получить именно ту реакцию, на которую ты рассчитываешь. Процесс этот был обоюдным.
Что-то пошло не так
Все поломалось примерно год назад. Сначала я заметила, что Олькин тон при переписке стал меняться. Со мной разговаривала не моя сестра-подружень, чьего сына я недавно крестила в местной церкви, а учительница начальных классов… Даже не могу точно объяснить, что поменялось. Ушли эмоции из переписки, осталась констатация, реакция, что угодно, но только не то самое, что всегда роднило меня с Олькой. Конечно, мы встретились и поговорили.
В процессе разговора она плакала, смеялась, переходила на истерику… Видно было, что с человеком происходят нехилые изменения. Она рассказала, что пришлось влезть в большие долги, кредиты отдавать нечем, муж не зарабатывает, жить так больше нельзя, поэтому она пошла на тренинги личностного роста и начала заниматься собой.
Сейчас она прорабатывает свое прошлое, чтобы потом идти в светлое будущее. Именно поэтому такое состояние – потому что «идут процессы». На меня как из рога изобилия сыпались термины «чудо», «волшебство», «Вселенная», «мыслеформы», «все в голове» и так далее… Я, конечно, поддержала подругу – если человек решил в корне поменять свою жизнь, это же хорошо…
- А что ты планируешь делать? – спросила я.
- Ждать чудеса и творить их. У меня все теперь будет хорошо. Кстати, я тебе отправила лотерейный билет, если выиграет, 20 процентов мои. Это важно, делай как я говорю, и все будет хорошо.
Я, конечно, никогда не была против сыграть в лотерею, но сам способ мне показался, мягко говоря, сомнительным.
- Мать, если все так плохо, может, тебе все-таки и Сашку на работу послать, и самой в офис устроиться? Ну закрыли бы долги хотя бы, а дальше по ситуации? – осторожно предложила я.
- Какой офис, ты шутишь?? На что я могу рассчитывать в Подмосковье, на 40 тысяч? Мне нужно 500 тысяч в месяц, я так решила. Мой куратор, между прочим, такие деньги легко зарабатывает!
- О боги! Так на таких, как ты, и зарабатывает!
- Не надо называться меня божеством, - абсолютно серьезно ответила Олька. – Мы сами творим свою жизнь, и моя отныне будет совсем другой!
И понеслась, что называется, душа в рай… Формат наших диалогов очень скоро стал примерно таким:
- Ты прикинь, у нас клиент на 100 тысяч, прямо из ниоткуда! Как раз очень вовремя, а то кредит нечем было закрывать!
- Я рада, но это значит, что ты думала правильно, поэтому Вселенная тебя услышала. Видишь, я же говорила, что чудеса в наших руках!
- Представляешь, на работе тут так подставили меня…
- Рассмотри эту ситуацию со всех сторон и скажи себе, какую выгоду ты сможешь из нее извлечь.
В общем, через какое-то время я поняла, что общаться с человеком «ни о чем» я больше не могу. От чудес, волшебства и Вселенной меня начало подташнивать, а предложения лечить простуду силой мысли и многократным повторением фразы «я не болею» наводили на меня нездешнюю тоску.
Дурацкая игра
Дальше – больше. Выяснилось, что надо организовывать совместный бизнес, причем срочно. А мне нужно как можно скорее бросить «эту твою дурацкую работу, ты же вечно жалуешься». Я говорила прямым текстом, что работу свою люблю, в совместный бизнес уже наигралась по полной, а организовывать что-то новое, имея три непогашенных кредита, мягко говоря, неразумно. В ответ я слышала, что мыслю шаблонно, не умею выходить за рамки стандартов и... ну конечно, не умею верить в чудеса.
Лотерейную эпопею пришлось жестко пресечь где-то через полгода, когда все наши три телефона – мой, мужа и сына – разрывались от сообщений типа «Я вам отправила билеты, если они выиграют по 100 рублей, пришлите мне 20, а остальные снимите и положите в специальную коробочку, а на следующий тираж подарите билеты мне».
Мы всегда одалживали друг другу денег легко и любые суммы – и всегда возвращали, разумеется. Но в последнее время я поняла, что втянута в какую-то дурацкую игру. Олька стала просить одолжить каждые два дня, а дальше начиналось: «Тебе завтра принципиально? Если да, я пойду сниму с кредитки, если нет, то послезавтра. Ой, сегодня я могу только 4567 рублей перевести, остальные 145 завтра, нормально?»
Нет, она возвращает всегда, но это повторяется КАЖДЫЕ ДВА ДНЯ. И просит она потому, что атакуют кредиторы, которым она взяла моду говорить: «Денег нет, приходите тогда, когда случится чудо». Об этом она рассказывает мне с особенной гордостью – мол, смотри, как я отшила сотрудника банка, он даже не нашелся, что ответить.
- Ты представляешь, какие проценты за просрочку? – не оценила я подхода.
- Я отпустила ситуацию, - уверенно заявила Олька.
Однако, когда нам все-таки удавалось встретиться живьем, получалось общаться, как раньше – обсудить смешные ситуации, рассказать про родственников, поделиться новостями… Но в переписке все становилось хуже и хуже.
- Возвращаю тебе 500 рублей, спасибо!
- Да не за что.
- Не нужно обесценивать свои добрые поступки, никогда не говори «не за что»!
- Я в Москве, пойдем гулять?
- Не, мне вставать в пять, мы щас рано ложимся, поздно уже.
- И зачем такая работа, когда не можешь нормально погулять в десять вечера?
- Я рядом, хочу заехать в гости.
- Прости, не сегодня. У меня сильно заболел кот, щас понесу его в ветеринарку.
- Не надо, просто скажи себе, что он не болеет. А я приеду – поддержу его.
- Ты в уме? Животное помирает, зачем ему стресс лишний?
- Он поймет, что я поддержать приехала. А вот ты своими словами как раз его в обратном убеждаешь.
- Оля, у кота один из самых страшных кошачьих вирусов и температура 43. Какой, к хренам, аутотренинг?
- Вот видишь, все в твоей голове, поэтому он и болеет.
Мне было жалко ее. Их долги растут, миллиард не выигрывается, бизнес зачах, а долгожданное чудо заблудилось где-то в пути. Муж, затырканный ее тренинг-терапией, начал чинить технику активней и приносить адекватные деньги, но проценты по просрочкам растут быстрее. Но в какой-то момент я поняла, что не получаю от этих отношений вообще ни-че-го. Я не делюсь ни хорошим, ни плохим, ибо либо я должна проанализировать ситуацию, либо поблагодарить Ольку и признать ее правоту насчет чудес и написать ей отзыв на сайт о ее всемогущей терапии.
- Я тут статью написала, давай ты мне ее отредактируешь?
- Оль, я редактирую по 12 часов в день, можно не буду?
(Тут надо отметить, что я пашу как конь, а она написала какую-то хрень для форума мамашек, причем с грамотностью и формулировками у нее очень плохо, то есть мне работы на несколько часов.)
- Ну когда будет минутка. Ты же любишь свою работу, тебе что, сложно?
Но на днях она вышла за рамки. Зная, что я категорически против какие-либо нищебродских бизнес-проектов, она стала писать моему мужу. Опять же, зная, что он более авантюрный, чем я, и что эта его черта иногда существенно осложняет мою семейную жизнь.
За два дня она прислала ему порядка 50 сообщений, которые он оставил без ответа.
- С тобой легче договориться, тут есть такая точка шикарная, надо ее снимать на двоих, там люди съехали непонятно почему, а место отличное…
- Давай встретимся, я щас там, пора брать быка за рога!
- Денег на открытие немного понадобится, ты мне скинь 140 рублей, я билетики куплю, и мы выиграем 500 тысяч как раз!
Я не преувеличиваю – порядка 50 сообщений такого плана, щедро приправленных теоретическими выкладками о шансах и чудесах.
Муж позвонил мне со словами «Девушки, уймите вашу мать!». Я заклинала его: просто не отвечай! Вот что бы она ни сказала – просто молчи! Он держался два дня, на третий она сменила тактику и стала просить у него контакты разных поставщиков. Параллельно на мой номер пришла просьба вернуть 100 рублей, которые она по ошибке скинула моему сыну на телефон в своей лотерейной агонии полгода назад. Я отказалась.
Дальше последовала бодрая тирада про все будет хорошо, чудеса не за горами (с примерами из серии «я сегодня успела на автобус, это ли не чудо?»). Я промолчала. И когда вечером пришла просьба одолжить 300 рублей до завтра, меня прямо осенило – человек оттачивает на мне и моей семье манипулятивные техники! Может, несознательно, но это же уже очевидный токсичный троллинг.
Я не ответила на сообщение и не собираюсь отвечать в ближайшее время ни на какие другие. Странно – у меня много друзей и приятелей разной степени близости, и я могу со всеми поговорить, если возникнет какая-то спорная ситуация. Я знаю как. А вот с ней не знаю… Я не хочу ссориться и расходиться навсегда, но играть в одни ворота слишком утомительно, тем более когда моя семья тоже переживает не лучшие времена.
Я пытаюсь понять, где я ошиблась. Надо было жестко поговорить раньше? Уйти в игнор? Категорично отвечать на каждую идиотскую реплику? Или просто снисходительно относиться и принимать Ольку как вздорное дитя в подростковый период? Пока я настроена на игнор – это самый простой для меня путь. Но не хочу расходиться с близким человеком навсегда. Если сможете высказаться и что-то посоветовать, друзья-товарищи, буду искренне благодарна, очень!
|
</> |