Чадаев

Я вот про что. Начиная с самой юности человеческой культуры есть такой подход: «ты — это то, что ты ешь». Имеется в виду, что регулярное употребление той или иной пищи каким-то образом влияет не только на твоё тело, но и на твою личность. Именно на этом принципе, в частности, базируется сохранившийся в иудаизме и исламе (но, заметим, исчезнувший в христианстве!) запрет на поедание свинины. Первоисточник его очень прост: в ближневосточных городах ещё с вавилонских времён основную пищу свиней составляли органические отходы человека, включая и кал; короче говоря, свинья была такое специальное животное-говноед. Соответственно, имелось в виду, что тот, кто ест свинину, тоже в некотором смысле становится говноедом. А у христиан это правило «не выжило» главным образом потому, что греки, римляне и уж тем более северные европейцы свиней этим не кормили, и потому понять, с какого перепугу свинья — животное «нечистое», было невозможно. Кстати, тезис о влиянии рациона на личность, древними понимаемый достаточно абстрактно и наполовину метафорически, сейчас, в эпоху нутрициологии и прочих современных наук о питании, уже можно считать научно обоснованным и доказанным.
Деньги выполняют ту же функцию для нашей «второй природы», что и еда — для первой. Если еда — источник энергии и строительный материал для новых клеток организма, то деньги — источник энергии и строительный материал для новых клеток «социального организма». И применительно к этой сфере точно так же верна формула «ты — это то, как ты зарабатываешь». И точно так же способ зарабатывания вдолгую структурирует твою личность.
Хуже того: в этой теме тоже работает биология. Потому что каждый раз вместе с очередной порцией денег (заработанных, найденных, украденных, полученных в виде ренты и т.д.) ты получаешь «позитивное подкрепление» на гормональном уровне, и нейронные цепочки в твоём мозгу структурируются на запоминание и повтор парадигмы действий, приведших к успеху. А при многократном повторении они и вовсе застывают в очень жёсткие, почти нетрансформируемые конструкции. Тут всё так же, как у аддиктов: наркоманов, игроков и т.д. Значимы и способ, и количество. Если у тебя есть два алгоритма, где при одинаковых трудо- и времязатратах ты получаешь больше, второй наверняка начнёт отмирать.
Но что есть деньги под таким углом зрения? Они — символическое подтверждение права своего обладателя на эквивалентную долю торгуемых благ. Проще говоря: вот все за единицу времени произвели что-то — сапожник сапоги, пирожник пироги, и обменяли их не напрямую одно на другое, а каждый на «стоимость». Понятно, что пироги и сапоги стоили неодинаково при одинаковом затраченном на их производство времени — отсюда неравенство: оказалось, что чьё-то трудовое время стоило дороже. И тот, чьё время вышло по итогу дороже, получает законное основание гордиться: вот, я, выходит, более ценный член общества.
А теперь представьте, что есть такие члены общества, чьё время по этой шкале оказывается не в разы, и даже не один-два порядка, а на много порядков дороже, чем у всех остальных. Что происходит в их головах?
Продолжение следует
|
</> |