(Ч262) Умеющий в сосредоточенность отказывается быть ходячим чужим алгоритмом


К вопросу об управлении собой.
В середине сентября под одну из моих старых записей из комментов к свежему посту пришёл жыжыст, затеявший дискуссию о том, что нашим современникам, дескать, нужно больше сахара, чем было надо предкам, ибо надо "усваивать и обрабатывать жизненно важную информацию, которой по сравнению с древними, офигенное количество. К ней относится: пользование опасными видами транспорта и механизмов, правила дорожного и иного движения, организация быта, приобретение продуктов питания и т.п.".
А я ответил на это, что "люди совершают действия из списка, который вы привели, тупо на автомате. т.е. один раз усваивают алгоритм, а далее - применяют его без малейших раздумий. я даже напишу по этой теме как-нибудь в ближайшее время".
Вот, реализую моё намерение и пишу, ибо действия в рамках того, что другой жыжыст позавчера назвал "текучкой", якобы не содержащей никакого выбора - на самом деле и есть выбор. Выбор в пользу отказа управлять собой, чтобы сливать энергию на то, что коллега Мараховский в конце сентября охарактеризовал как анальгетики для глушения душевной боли:
<...> В действительности весь расхожий, ширпотребный, со скидкой по акции по карте магазина гедонизм, царящий в современном нашем обществе - это в основном не про наслаждения. Это про анальгетики.
Я имею в виду по большей части не утоление физической боли. Вопреки утверждениям ув. медицины, с физической болью человек психологически смиряется (особенно если он в состоянии забивать её превосходящими дозами наслаждения). Я читал, что Наполеон III под конец своей карьеры был немолод, страдал от кучи болячек и даже хромал - но прихрамывая всё бегал за юбками и даже полез воевать с Пруссией. Американский президент Кеннеди, согласно ряду источников, проявлял политический и сексуальный гигантизм с использованием в том числе Мэрилин Монро оттого, что страдал смолоду былинными болями в спине. Величайшие оргии происходят в передовом мире в домах престарелых - где вряд ли кто-то может похвастаться отсуствием физической хрони.
Но мы, люди, существа не чисто физические, а психофизические - и это значит, что нам требуются анальгетики не от одной только физической, но и от душевной боли.
Душевная боль у ув. землян возникает, если очень сильно обобщать, от двух причин:
- Субъективная популяционная ценность (то есть всё,
что про «осуждают/недонаграждают»)
- Экзистенциальная печаль (страх смерти и сожаление
об упускаемом мире со всеми его чудесами).
Данное времяпровождение иллюстративно тем, что оно абсолютно противоречит базовому пониманию статусности, но зато показывает, до каких сложных хитрозаплётов может дойти социально-психологическая игра в кошки-мышки с самим собой. И какими парадоксальными обезболивающими порою люди пользуются на пути к избавлению от страданий.
К таким же по сути душевным анальгетикам (как социального, так и экзистенциального происхождения) следует отнести:
- Оформление потребкредита на обновление модели телефона;
- Покупка платьюшка/игры/паломнической экскурсии вместо погашения задолженности по коммуналке;
- Компенсационный пончик за то, что наорало начальство;
- Надомное мессианское Z-комментирование всех новостей в стиле «и это в то время, когда страна нуждается в мобилизации» в свободное от огородика, шопинга и застолий время;
- Выпендрёж посещением арт-премьер <...>;
- И далее до бесконечности.
<...>
Я люблю повторять сверкающую банальность о том, что ув. человечество, грубо говоря, делится на Людей Зачем и Людей Почему. Первые знают, чего хотят - или по меньшей мере не ноют, получив то, чего хотели. Вторые не знают, чего хотят, и не готовы держать никакого ответа за то, что получают - и все их деяния стремятся не к приобретению радостей и бонусов, а к латанию дыр, усмирению болей и восполнению ущербов (понесённых в ходе эпической драмы по закрытию мастхэв-гештальтов, диктуемых средой).
Величайшей обывательской доблестью представляется переход из лиги Почему в лигу Зачем.
(в данном случае слово «обывательский» используется в нарочито изначальном, ничуть не негативном значении. В польском obywatelstwo по сей день означает «гражданство»)
<...>
Отличие Человека Зачем от Человека Почему лучше всего иллюстрирует их реакция на поведение дивидендных акций.
Человек Почему искренне страдает оттого, что его дивидендные акции в ходе очередных рыночных кульбитов ушли в минус или имеют плюс меньше, чем он мог бы поиметь с депозита.
Человек Зачем всего лишь помнит, зачем он купил дивидендные акции. И поэтому не страдает.
Поэтому правило сознательного человека - на любую ситуацию отвечать рядом вопросов:
- Зачем это? Что это даст той высшей пользе, которую я для себя определил (а)? Ок, я могу себе объяснять, что мне надо же как-то расслабляться для дальнейших свершений. Но ведь я не дитя, я помню, до чего доводят безудержные расслабления: стоит ли мне рисковать катастрофами ради сиюминутного оттопыра?
Темы неумеренного потребления сахара упомянутое в цитате касается чуть менее, чем полностью. Равно как и пачки других тем, связанных по итогу с упомянутым в начале поста вопросом об управлении собой.
Прозвучит парадоксально, но я берусь утверждать, что Человек Зачем - это человек сосредоточенный на ценности настоящего момента, что и позволяет ему осуществлять управление собой. Тогда как Человек Почему непрестанно предвкушает какие-то будущие, ещё не наступившие моменты, превращаясь в итоге в ходячий алгоритм, причём - чужой, поскольку его действия выступают повторами действий посторонних людей и нацелены на то, чтобы "не выпасть из струи".
А свежий пост на тему практического человекостроения посвящён напоминанию о том, как научиться в сосредоточенность и зачем она вообще нужна.