(Ч239) Человек, признавший свои долги, избегает тотальной дисфории

топ 100 блогов ifc26.04.2024 невроз

К вопросу о том, зачем нужно жить.

Присущий многим нашим современникам комфортоцентризм приводит к тому, что любая информация, которая имеет неодобрительные коннотации в адрес мамкиных конфеток - тут же объявляется травмирующей и побыстрее выводится из зоны внимания. Чтобы не припекало.

За примерами далеко ходить не надо: после опубликования предыдущего анонса поста на тему человекостроения, от меня отфрендилась одна давняя сожыжыстка, принявшая, судя по всему, написанное в посте на свой счёт.

И так же поступило сразу несколько подписчиц проекта на Sponsr, выразивших путём отписки своё несогласие с утверждением, что каждый человек обязан качественно отыграть все социальные роли, положенные ему базовой программой становления и развития личности.

Что же, в ответ на это сегодня будет новая порция травмирующей информации.

В марте, накануне Международного женского дня, коллега Мараховский напомнил, откуда вообще нарисовался дискурс, из которого впоследствии проклюнулась вся попсовая "мудрость" подвида "женщина должна быть счастливой, а больше она никому ничего не должна" (равно как и аналогичная хрень, адресованная лицам мужского пола):

(Прошлое столетие - ) это ‎был‏ ‎тот ‎самый‏ ‎век, ‎когда ‎общепринятый ‎способ ‎избавления‏ ‎от‏ ‎вины‏ ‎- ‎через‏ ‎религиозное ‎покаяние‏ ‎- ‎был‏ ‎отнят‏ ‎у ‎человека‏ ‎вместе ‎с ‎религиозной ‎верой.

Тут ‎следует‏ ‎сделать ‎маленькое‏ ‎отступление,‏ ‎чтобы‏ ‎подёргать ‎за ‎пышные ‎усы‏ ‎главного ‎пророка‏ ‎XX ‎столетия.

И‏ ‎нет,‏ ‎это‏ ‎не ‎Зигмунд ‎Фрейд. ‎Автор ‎этих ‎взволнованных ‎строк ‎не ‎откроет‏ ‎Америку,‏ ‎заявив, ‎что ‎Фрейд ‎(и‏ ‎вообще ‎вся‏ ‎«школа ‎сомнений‏ ‎и‏ ‎срыва‏ ‎покровов ‎с‏ ‎истинной ‎природы ‎человека») ‎стали‏ ‎наследниками ‎другого‏ ‎мыслителя‏ ‎-‏ ‎Фридриха ‎Ницше.

Данный ‎мыслитель ‎в ‎своей‏ ‎работе ‎«К ‎генеалогии‏ ‎морали»‏ ‎1887 ‎года‏ ‎первым ‎(насколько ‎можно ‎судить)‏ ‎сформулировал ‎тезис ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎эта‏ ‎ваша ‎так‏ ‎называемая ‎совесть, ‎терзающая ‎и ‎преследующая‏ ‎грешника‏ ‎-‏ ‎никакой ‎не‏ ‎глас ‎Божий.

Скорее‏ ‎наоборот: ‎Бог‏ ‎есть‏ ‎порождение ‎совести.‏ ‎Которая, ‎в ‎свою ‎очередь, ‎является‏ ‎вынужденно ‎выработанным‏ ‎в‏ ‎обществе-живущем-по-правилам‏ ‎адаптивным ‎механизмом.

Суть: ‎когда-то ‎давно‏ ‎человек ‎был‏ ‎невинен ‎и‏ ‎не‏ ‎знал‏ ‎никакой ‎морали, ‎а ‎потому ‎не ‎терзался ‎совестью ‎и ‎не‏ ‎знал‏ ‎сожалений. ‎Он ‎получал ‎то,‏ ‎что ‎мог‏ ‎урвать ‎у‏ ‎жизни,‏ ‎и‏ ‎был ‎горд‏ ‎и ‎счастлив ‎этим. ‎Он‏ ‎нагибал ‎жизнь‏ ‎во‏ ‎всех‏ ‎видах ‎и ‎позах ‎- ‎и‏ ‎ему ‎не ‎приходило‏ ‎на‏ ‎ум, ‎что‏ ‎в ‎его ‎стремлении ‎к‏ ‎насилию ‎есть ‎что-то‏ ‎дурное.

Но‏ ‎всё ‎изменилось,‏ ‎когда ‎вольные‏ ‎бродяги-охотники ‎осели ‎и ‎свалялись ‎в‏ ‎первые‏ ‎стационарные‏ ‎общества, ‎и‏ ‎занялись ‎торговлей,‏ ‎и ‎начали‏ ‎давать‏ ‎друг ‎другу‏ ‎обещания ‎и ‎взимать ‎долги. ‎Естественное‏ ‎человеческое ‎стремление‏ ‎всех‏ ‎ограбить,‏ ‎трахнуть ‎и ‎победить ‎оказалось‏ ‎сковано ‎по‏ ‎рукам ‎и‏ ‎ногам‏ ‎законами‏ ‎«морального ‎долга», ‎и ‎великолепная ‎агрессивность ‎человека, ‎не ‎находя ‎выхода‏ ‎вовне,‏ ‎обратилась ‎внутрь ‎него ‎самого и‏ ‎стала ‎совестью.‏ ‎И ‎чем‏ ‎больше‏ ‎давление‏ ‎социальной ‎иерархии‏ ‎с ‎её ‎долгами ‎на‏ ‎человека ‎-‏ ‎тем‏ ‎сильней‏ ‎в ‎нём ‎совесть. ‎Поэтому ‎нечего‏ ‎удивляться, ‎что ‎все‏ ‎крупные‏ ‎империи ‎приводили‏ ‎к ‎той ‎или ‎иной‏ ‎форме ‎монотеизма ‎-‏ ‎ибо‏ ‎огромному ‎грузу‏ ‎вины/задолженности ‎нужен‏ ‎всё ‎более ‎огромный ‎бог-кредитор, ‎способный‏ ‎вину‏ ‎простить‏ ‎и ‎искупить.

Я,‏ ‎возможно, ‎ошибаюсь‏ ‎- ‎но,‏ ‎кажется,‏ ‎перед ‎нами‏ ‎первая ‎популярная ‎психоаналитическая ‎концепция, ‎описывающая‏ ‎угрызения ‎как‏ ‎невроз‏ ‎(Ницше‏ ‎употребил ‎эпитет ‎«болезнь»).

Ницше, ‎между‏ ‎прочим, ‎высказал‏ ‎смелую ‎надежду,‏ ‎воспринятую‏ ‎вскоре‏ ‎наступившим ‎XX ‎веком ‎как ‎величайшее ‎откровение. ‎Стоит ‎процитировать:

«Восхождение ‎христианского‏ ‎Бога,‏ ‎как ‎максимального ‎Бога, ‎достигшего‏ ‎пика ‎градации,‏ ‎повлекло ‎за‏ ‎собою‏ ‎и‏ ‎максимум ‎чувства‏ ‎вины ‎на ‎земле. ‎Допустив,‏ ‎что ‎мы‏ ‎наконец‏ ‎вступили‏ ‎в ‎обратное ‎движение, позволительно ‎было ‎бы‏ ‎с ‎немалой ‎степенью‏ ‎вероятности‏ ‎заключить ‎из‏ ‎неудержимого ‎упадка ‎веры ‎в‏ ‎христианского ‎Бога, ‎что‏ ‎уже‏ ‎и ‎теперь‏ ‎в ‎человеке‏ ‎налицо ‎значительный ‎спад ‎сознания ‎вины; в‏ ‎любом‏ ‎случае‏ ‎не ‎следует‏ ‎исключать ‎шанса,‏ ‎что ‎полная‏ ‎и‏ ‎совершенная ‎победа‏ ‎атеизма ‎смогла ‎бы ‎освободить ‎человечество от‏ ‎всего ‎этого‏ ‎чувства‏ ‎задолженности‏ ‎своему ‎началу. ‎Атеизм ‎и‏ ‎нечто ‎вроде‏ ‎второй ‎невинности‏ ‎связаны‏ ‎друг‏ ‎с ‎другом».

Наступившая ‎затем ‎история ‎прошлого ‎и ‎нынешнего ‎столетий ‎показала,‏ ‎что‏ ‎смелый ‎усач ‎в ‎своих‏ ‎надеждах, ‎пожалуй,‏ ‎ошибся.

Упадок ‎веры‏ ‎в‏ ‎христианского‏ ‎Бога ‎в‏ ‎цивилизованном ‎мире ‎несомненен. ‎По‏ ‎обе ‎стороны‏ ‎Гибралтара‏ ‎и‏ ‎по ‎обе ‎стороны ‎гибридного ‎фронта‏ ‎Бог ‎редуцирован ‎или‏ ‎вовсе‏ ‎отменён. ‎В‏ ‎лучшем ‎случае ‎он ‎сохраняется‏ ‎как ‎невидимый ‎лайфкоуч,‏ ‎подбадривающий‏ ‎современника ‎и‏ ‎разрешающий ‎ему‏ ‎любить ‎себя ‎таким ‎какой ‎он‏ ‎есть‏ ‎-‏ ‎или ‎как‏ ‎неопределённая ‎и‏ ‎обезличенная ‎мана,‏ ‎вселенская‏ ‎энергия, ‎привилегированный‏ ‎доступ ‎к ‎которой ‎даётся ‎через‏ ‎правильные магические ‎действия‏ ‎(поэтому‏ ‎многие‏ ‎верующие ‎занимаются ‎сравнением ‎качеств‏ ‎освящённой ‎воды,‏ ‎полагая, ‎что‏ ‎вода,‏ ‎освящённая‏ ‎в ‎крутом ‎монастыре ‎на ‎великий ‎праздник, ‎для ‎здоровья ‎полезней,‏ ‎чем‏ ‎освящённая ‎рутинно ‎в ‎церковном‏ ‎дворе ‎в‏ ‎железном ‎баке.‏ ‎Не‏ ‎надо‏ ‎искать ‎здесь‏ ‎отличий ‎от ‎заряжания ‎воды‏ ‎перед ‎телевизионным‏ ‎Чумаком‏ ‎в‏ ‎конце ‎1980-х, ‎их ‎нет).

Но ‎исцеления‏ ‎от ‎«агрессии, ‎направленной‏ ‎внутрь‏ ‎себя», не ‎произошло.

Будь‏ ‎жив ‎Ницше ‎- ‎он,‏ ‎возможно, ‎сказал ‎бы,‏ ‎что‏ ‎удивляться ‎нечему:‏ ‎общество ‎отменило‏ ‎Бога, ‎но ‎только ‎для ‎того,‏ ‎чтобы‏ ‎провозгласить‏ ‎богом ‎себя.‏ ‎Насилие ‎социума‏ ‎над ‎человеком‏ ‎и‏ ‎его ‎естественной‏ ‎агрессивностью ‎не ‎только ‎не ‎исчезло,‏ ‎но ‎и‏ ‎усилилось.‏ ‎Соответственно‏ ‎запертая ‎в ‎человеке ‎воля‏ ‎к ‎нагибанию‏ ‎всего ‎лишь‏ ‎принялась‏ ‎изменять‏ ‎формы, ‎но ‎не ‎направленность.

Грубо ‎говоря:

- до ‎XX ‎века ‎человек ‎терзал‏ ‎себя‏ ‎за ‎то, ‎что ‎он‏ ‎грешник.

- в ‎XX‏ ‎веке ‎человек‏ ‎терзал‏ ‎себя‏ ‎за ‎то,‏ ‎что ‎он ‎лузер ‎(см.‏ ‎Воннегута ‎и‏ ‎его‏ ‎повторяемую‏ ‎мысль ‎о ‎том, ‎что ‎«американцы‏ ‎ненавидят ‎себя ‎за‏ ‎свою‏ ‎бедность»).

- в ‎XXI‏ ‎веке ‎человек ‎терзает ‎себя‏ ‎за ‎то, ‎что‏ ‎он‏ ‎несчастлив.

Этот ‎последний‏ ‎феномен ‎-‏ ‎особенно ‎актуален. ‎

На ‎днях ‎мне‏ ‎попалась‏ ‎занятная‏ публикация об ‎исследовании‏ ‎на ‎модную‏ ‎(слава ‎Богу,‏ ‎не‏ ‎у ‎нас)‏ ‎тему ‎трансгендерной ‎терапии/хирургии ‎для ‎подростков.‏ ‎

Краткое ‎содержание:‏ ‎т.н.‏ ‎перемена‏ ‎пола ‎в ‎юном ‎возрасте‏ ‎- ‎в‏ ‎течение ‎многих‏ ‎лет‏ ‎рекламируется‏ ‎как ‎средство ‎от ‎суицидов ‎и ‎психического ‎неблагополучия ‎граждан ‎с‏ ‎«гендерной‏ ‎дисфорией». ‎В ‎соответствующих ‎клиниках‏ ‎родителям ‎принято‏ ‎задавать ‎вопрос‏ ‎«вам‏ ‎кто‏ ‎нужен ‎-‏ ‎мёртвый ‎сын ‎или ‎живая‏ ‎дочь?», что ‎подразумевает‏ ‎транспереход‏ ‎в‏ ‎качестве ‎исцеления.

Но ‎вдумчивое ‎курение ‎статистики‏ ‎показывает, ‎что ‎накачивание‏ ‎детишек‏ ‎гормонами, ‎а‏ ‎затем ‎их ‎кастрация ‎и‏ ‎косметическое ‎уподобление ‎противоположному‏ ‎полу‏ ‎- ‎не‏ ‎оказывает ‎сколько-нибудь‏ ‎заметного ‎влияния ‎ни ‎на ‎уровень‏ ‎самоубийств,‏ ‎ни‏ ‎на ‎интенсивность‏ ‎посещения ‎психотерапевтов.‏ ‎

Иными ‎словами‏ ‎-‏ ‎это ‎не‏ ‎«гендерная ‎дисфория» ‎порождает ‎душевный ‎раздрай‏ ‎и ‎нежелание‏ ‎жить,‏ ‎а‏ ‎наоборот: ‎раздрай ‎и ‎самотерзания‏ ‎принимают ‎модные‏ ‎формы, ‎в‏ ‎том‏ ‎числе и‏ ‎«гендерной ‎дисфории».

Ницше ‎вольно ‎было ‎обвинять ‎религию ‎в ‎том, ‎что‏ ‎она‏ ‎порождает ‎болезнь ‎совести ‎-‏ ‎на ‎том‏ ‎основании, ‎что‏ ‎«люди‏ ‎с‏ ‎больной ‎совестью‏ ‎религиозны». ‎С ‎тем ‎же‏ ‎успехом, ‎можем‏ ‎мы‏ ‎констатировать‏ ‎сегодня, ‎можно ‎обвинять ‎анальгетики ‎в‏ ‎простудах: ‎все ‎простуженные‏ ‎пьют‏ ‎парацетамол ‎или‏ ‎ибупрофен, ‎связь ‎очевидна.

Мы ‎же‏ ‎можем ‎предположить, ‎что‏ ‎«агрессия,‏ ‎направленная ‎на‏ ‎себя» ‎-‏ ‎вообще ‎не ‎болезнь. ‎Или, ‎во‏ ‎всяком‏ ‎случае,‏ ‎не ‎большая‏ ‎болезнь, ‎чем‏ ‎половое ‎влечение‏ ‎или‏ ‎голод.

Заниматься ‎сексом‏ ‎естественно, ‎а ‎также ‎приятно ‎и‏ ‎полезно. ‎Другое‏ ‎дело,‏ ‎что‏ ‎им ‎не ‎стоит ‎заниматься‏ ‎противоестественно. Использовать ‎свой‏ ‎и ‎чужие‏ ‎организмы‏ ‎не‏ ‎по ‎назначению ‎- ‎слишком ‎смелый ‎ход, ‎чтобы ‎не ‎возникали‏ ‎разные‏ ‎непредвиденные ‎последствия.

Есть ‎- ‎естественно,‏ ‎приятно ‎и‏ ‎полезно. ‎Но‏ ‎если‏ ‎начать‏ ‎питаться ‎противоестественно‏ ‎- ‎то ‎может ‎случиться‏ ‎и ‎случается‏ ‎всякое.‏ ‎

И‏ ‎что ‎если ‎испытывать ‎к ‎себе‏ ‎«агрессию» ‎- ‎это‏ ‎точно‏ ‎такое ‎же‏ ‎естественное ‎и ‎необходимое ‎человеческое‏ ‎дело, ‎как ‎голод‏ ‎и‏ ‎сексуальное ‎напряжение?‏ ‎

У ‎слова‏ ‎«агрессия» ‎плохая ‎репутация: ‎мы ‎представляем‏ ‎себе‏ ‎бандита‏ ‎с ‎кирпичом,‏ ‎пьяного ‎дебила‏ ‎в ‎транспорте‏ ‎и‏ ‎вообще ‎кого-нибудь‏ ‎нападающего.

У ‎слова ‎«самоагрессия» ‎репутация ‎не‏ ‎лучше: ‎мы‏ ‎представляем‏ ‎себе‏ ‎нервную ‎девицу, ‎режущую ‎себя‏ ‎бритвой, ‎или‏ ‎одинокого ‎дяденьку‏ ‎из‏ ‎Экзюпери,‏ ‎«пьющего, ‎чтобы ‎забыть, ‎что ‎ему ‎совестно ‎пить».

Но ‎разве ‎самопринуждение‏ ‎к‏ ‎чему-нибудь ‎безусловно ‎полезному ‎не‏ ‎содержит ‎в‏ ‎себе ‎самоагрессии?‏ ‎Разве‏ ‎конструктивное‏ ‎желание ‎бросить‏ ‎бухать ‎и ‎встать ‎на‏ ‎лыжи ‎не‏ ‎начинается‏ ‎с‏ ‎самоосуждения? ‎Разве ‎человек, ‎с ‎гордостью‏ ‎глядящий ‎на ‎свой‏ ‎плоский‏ ‎в ‎квадратиках‏ ‎живот ‎и ‎поигрывающий ‎у‏ ‎зеркала ‎бицепсом, ‎не‏ ‎обязан‏ ‎этим ‎приятным‏ ‎глазу ‎отражением‏ ‎некогда ‎сказанному ‎зеркалу ‎же ‎«Ну‏ ‎блин,‏ ‎ты‏ ‎и ‎хряк/дохляк,‏ ‎так ‎жить‏ ‎нельзя»? ‎Разве‏ ‎некто‏ ‎самостоятельный ‎и‏ ‎ресурсный ‎(и ‎помогающий ‎ближним, ‎между‏ ‎прочим) ‎не‏ ‎обязан‏ ‎своими‏ ‎возможностями ‎пережитому ‎много ‎лет‏ ‎назад ‎чувству‏ ‎отвращения ‎к‏ ‎своей‏ ‎подчинённости‏ ‎и ‎бессилию?

Из ‎этого ‎мы ‎можем ‎заключить, ‎что ‎чувство ‎вины/задолженности,‏ ‎ославленное‏ ‎горе-освободителями ‎человечества, ‎в ‎действительности‏ ‎естественно ‎и‏ ‎полезно. ‎А‏ ‎платить‏ ‎долги‏ ‎- ‎так‏ ‎же ‎приятно, ‎как ‎заниматься‏ ‎сексом ‎и‏ ‎есть‏ ‎стейк).‏ ‎

Невротично ‎ли ‎чувство ‎долга? ‎Да,‏ ‎конечно. ‎Как ‎будто‏ ‎это‏ ‎что-то ‎плохое.‏ ‎

Иметь ‎хорошие, ‎качественные ‎пунктики‏ ‎- ‎это ‎несомненный‏ ‎конструктив‏ ‎и ‎благо.‏ ‎Испытывать ‎к‏ ‎себе ‎агрессию ‎по ‎причине ‎своей‏ ‎лени‏ ‎или‏ ‎неумеренности ‎-‏ ‎прекрасное ‎лекарство‏ ‎от ‎лени‏ ‎и‏ ‎неумеренности, ‎если‏ ‎принимать ‎его ‎через ‎правильную ‎сторону‏ ‎организма, ‎а‏ ‎не‏ ‎противоестественным‏ ‎образом. ‎

В ‎этом ‎смысле‏ ‎лозунг ‎«полюби‏ ‎себя ‎таким,‏ ‎какой‏ ‎ты‏ ‎есть» ‎представляется ‎куда ‎худшим ‎принуждением, ‎чем ‎любая ‎самоненависть. ‎Ибо‏ ‎он‏ ‎невообразимо ‎унижает ‎человеческий ‎дух,‏ ‎веля ‎ему‏ ‎любить нечто ‎неприятное‏ ‎и‏ ‎уродливое.‏ ‎

Мы, ‎пожалуй,‏ ‎сочтём ‎преступлением ‎попытку ‎женить‏ ‎юношу ‎на‏ ‎неопрятном‏ ‎стокилограммовом‏ ‎дирижабле ‎или ‎выдать ‎девушку ‎за‏ ‎непризнанного ‎алкогения. ‎

Отчего‏ ‎мы‏ ‎тогда ‎не‏ ‎считаем ‎преступлением ‎попытку ‎заставить‏ ‎человека ‎жить ‎с‏ ‎отвратительным‏ ‎собой?

Просто ‎отдавать‏ ‎долги ‎нужно,‏ ‎и ‎желательно ‎по ‎назначению. ‎И‏ ‎нечего‏ ‎переживать,‏ ‎что ‎мы‏ ‎всегда ‎должны.‏ ‎Когда ‎современные‏ ‎умники‏ ‎осуждают ‎религиозное‏ ‎чувство ‎первородного ‎греха за ‎то, ‎что‏ ‎человек, ‎видите‏ ‎ли,‏ ‎не‏ ‎окончательно ‎свободен ‎от ‎него,‏ ‎покуда ‎жив‏ ‎- ‎они‏ ‎поступают‏ ‎так‏ ‎же ‎умно, ‎как ‎если ‎бы ‎осуждали ‎чувство ‎голода ‎и‏ ‎любовного‏ ‎томления ‎за ‎то, ‎что‏ ‎невозможно ‎наесться‏ ‎и ‎насовокупляться‏ ‎раз‏ ‎и‏ ‎навсегда. ‎


А свежий пост на тему практического человекостроения посвящён тому, как избежать охватившей наших современников тотальной дисфории через признание своих долгов.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Этот памятник официально называется мемориал Афганской войны. Он расположен на Площади Защитников Отечества по проспекту Стачки в Западном микрорайоне города Ростова-на-Дону. А за памятником находится парк культуры и отдыха имени города Плевен. Вот такой ...
Бывший главный редактор «Огонька», которого многие считают одним из виновников развала СССР, пришел в эфир Радио «Комсомольская правда» , чтобы рассказать всю правду Виталий Коротич в музее при редакции "КП". Фото: ЕВГЕНИЯ ГУСЕВА true_kpru Но сначала в редакцию пришло ...
Сегодня стало известно о крушении в Мурманской области вертолета Ми-8 с чиновниками на борту. Комсомолка располагает данными о членах экипажа и пассажиров - все чиновники высокого ранга. Есть информация о двух выживших - они уже госпитализированы.      Интересной остает ...
Сегодня я опять решил окунуться в митинговую стихию. Хочу сказать сразу: меня несколько насторожило, что с трибуны митинга на проспекте Сахарова разносилось много радикальных лозунгов, с которыми ни я, ни, надеюсь, большинство пришедших на ...
Израильские имена самые прикольные. Лучших подруг моей дочери из садика зовут "Радуга", "Лань", "Моя вечность" и "Римская империя". Впрочем, и мою дочь тоже зовут "Гордый Прилив", так что ‪#‎самивиноваты‬. ...