Церковь Рождества Пресвятой Богородицы — Орехово-Зуево — Кузнецкая улица
vladimirdar — 16.06.2023Думаю, этот старообрядческий храм является безусловной жемчужиной архитектуры города Орехово-Зуево. Расположен он в глубине современной жилой застройки на левом берегу Клязьмы и сыскать его можно только по карте. Будет много фотографий потому как «Рожественская» церковь на Кузнецкой улице очень уж хороша и благолепна...
Город Орехово-Зуево был образован из двух населенных пунктов Патриаршины – старообрядцами сел Орехово и Зуево . Современный статус он получил при Временном правительстве в 1917 г. Орехово находилось в Покровском уезде Владимирской губернии, а Зуево – в Богородском Московской. Из последнего происходили знаменитые Морозовы, при которых эти два села стали мощным промышленным центром. В этих селах издревле находились старообрядческие моленные дома разных согласий: белокриницкие поповцы окружники, три неокружнических согласия и поморцы. Первый белокриницкий каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1906-1908 гг.
Здание храма на улице Кузнецкой является самым старым в городе церковным сооружением. В 1884 году оно было построено Зуевской общиной старообрядцев поморского брачного согласия.
Судя по воспоминаниям и описаниям очевидцев, в девятнадцатом столетии и начале двадцатого Молитвенный дом - храм выглядел внутри просторным и светлым. Местные мастера-староверы всё устроили профессионально чудесным образом: в центре храма под сводом укрепили громадное паникадило. Эта центральная люстра со множеством свечей перед большими праздниками величественно поднималась и опускалась при помощи специальной системы блоков. Церковная калориферная система отопления и вентиляция обеспечивала нужную температуру в помещениях, с учётом погоды и времени года.
Все иконы - в большом иконостасе строгого древлеправославного письма, без дорогих золотых и серебряных окладов. Церковное старообрядческое пение было ярким дополнением к богослужению. Мастера-староверы через столетия сохранили уникальные распевы песнопений по крюкам. Именно в том виде, как это было принято от начала христианства на Руси. По большим церковным праздникам в молитвенном доме села Зуева пели три хора: мужской, девичий и смешанный. Интерес к крюковому и знаменному пению был огромным и остается таким до сих пор. Для того, чтобы услышать унисонное пение староверов, сюда приезжали верующие со всей Российской империи.
Значительный вклад в развитие древнерусского знаменного пения внёс один из видных представителей династии Морозовых — Арсений Иванович Морозов, а также земляк-старовер Иван Аверьянович Фортов — прадед экс-президента Российской Академии наук Владимира Евгеньевича Фортова (1946-2020 гг.).
После Указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 году община была официально зарегистрирована, а в 1913 году, когда община сильно выросла, храм был значительно расширен и украшен высокой звонницей с вызолоченным крестом.
В 1912-м проект реконструкции здания храма выполнил Илья Бондаренко. После этого храм был вновь освящён. Знаменательное событие произошло 22 декабря 1913 года в предпразднество Рожества Христова.
Обновлённый храм на Кузнецкой вмещал более тысячи прихожан. Незадолго до Октябрьской революции, в 1916 году, Зуевская старообрядческая община получила от Ивана Викуловича Морозова, возглавлявшего «Товарищество Викулы Морозова с Сыновьями», на возведение центральной главы храма десять тысяч рублей.
К прискорбию, репрессии 1930-х не позволили завершить задуманное. Церковь христиан-поморцев в Зуеве закрыли постановлением президиума Облисполкома от 29 февраля 1936 года. Согласно документу здание предполагалось использовать под аэроклуб и Дом обороны. Помещения храма отдали местному отделению ДОСААФ.
Но староверы-поморцы Орехово-Зуева решили не сдаваться. Быстро составили коллективное обращение к Всесоюзному старосте (председателю ЦИК СССР) Михаилу Калинину с большой надеждой на возврат храма. Письмо подписали около трёхсот староверов. Но… решение местных властей и после этого обращения осталось неизменным. В храме запретили молиться. Мало того, сбросили с церковного здания колокола, разрушили саму колокольню… Потрясённый надругательством над храмом, от сердечного приступа скончался последний его настоятель – девяностопятилетний старец Симеон Васильевич Герасимов.
Прихожане зуевской общины смогли лишь тайно сохранить свои древние иконы и дореформенные церковные служебные книги. После сильного пожара у единоверцев в поморском древлеправославном храме латвийского Даугавпилса, часть своих икон зуевские староверы пожертвовали им. Позже другая часть древних святынь была отдана московской старообрядческой общине и нескольким другим поморским древлеправославным общинам и частным лицам.
В годы Великой Отечественной — с 1941 по 1945 гг. — старинный храм на Кузнецкой с небольшим перерывом служил госпиталем для раненых советских воинов, прибывавших в подмосковный город со всех фронтов войны (Эвакогоспиталь №2386).
После Победы здание храма кому только ни принадлежало. Сначала – городскому промышленному комбинату, где располагалось сапожно-валяльное производство. Затем – спортивно–парашютной школе, аэроклубу…
После Победы 1945 года старообрядцы не раз пытались добиться возврата здания церкви на Кузнецкой. Однако все ходатайства отклонялись ввиду того, что «здание переоборудовано для производственных целей». В 1948-м верующие также поднимали вопрос об открытии Молитвенного дома (вместо храма) в частном здании. Но городские власти вновь отказали старообрядческой общине «вследствие непригодности помещения».
Спустя несколько десятилетий после Победы в Великой Отечественной началось и возрождение храма, признанного правительством Московской области памятником истории и культуры. Положительно в этом направлении сработала (летом 1990-го) и инициатива народных избранников городского Совета.
С августа 1990 года по решению Орехово-Зуевского городского Совета народных депутатов историческое здание передано действующей старообрядческой общине во имя Рождества Пресвятыя Богородицы (Русская Православная Старообрядческая Церковь).
Значимое влияние в возрождение Рождественского храма оказано личностью и делами многолетнего настоятеля ореховской общины РПСЦ и по сути возродителя, без преувеличения, подвижника этого храма (да и не его одного) протоиерея Леонтия Пименова, бывшего строителя-реставратора из Нижнего Новгорода, сына расстрелянного в 1937-м церковного старосты…
Тогдашний старообрядческий Митрополит Московский и всея Руси Алимпий (бывший моряк и земляк Пименова) благославил 49-летнего Леонтия на священство. И тот дал согласие. С середины 80-х Леонтием Ивановичем Пименовым лично восстановлен не один десяток старообрядческих храмов на территории СССР.
Проект восстановления храма выполнила в качестве дипломного архитектор из Нижнего Новгорода, потомственная староверка Вера Пименова (дочь Леонтия Пименова, ныне — матушка Вера Лукичёва). Со своим будущим супругом, а ныне – настоятелем храма Константином, она познакомилась именно на строительных работах по возрождению святыни на улице Кузнецкой.
С 1990 по 2000-е гг. территория возрождаемой святыни стала поистине «народной стройкой». Посильную помощь оказывали жители города и Орехово-Зуевского района. Приезжали добровольцы из Кирова, Нижнего Новгорода, Владимира, Москвы, Павловского Посада, Ногинска, Магадана…
Среди волонтёров были и зрелые люди, и молодежь, в том числе студенты и школьники. На просьбу о помощи откликнулись руководители известных промышленных предприятий города.
Уникальность орехово-зуевского старообрядческого храма в том, что под его крышей немало лет молятся Богу староверы двух разных согласий – поповцы и безпоповцы… Подобных примеров в России больше нет, такая ситуация возникла в силу исторической объективности.
«...Среди сереньких, безликих панельных многоэтажек расцвёл животворный красно-белый цветок древлеправославного Благочестия и Веры, великой христианской любви. Есть надежда, что вслед за ним возродится и вся историческая территория, прилегающая к храму и к одной из самых старых улиц города — Кузнецкой...».
Источники:
Голоднов Е. Святыня, объединившая три столетия… 22 Апреля 2022.
Орехово-Зуево. Храм Рождества Пресвятыя Богородицы. Сайт РПСЦ.
© Vladimir d’Ar, 2023