Церковь Николая Чудотворца, что в Мясниках, или Москва, которой уж нет
vladimirdar — 19.11.2021Церковь Николая Чудотворца, что в Мясниках не так широко известна для тех кто интересуется историей Москвы. Скорее она отложилась в нашей памяти потому, что именно на ее месте, на Мясницкой был построен знаменитый и впечатляющий даже в наше время «Дом Росстата» Ле Корбюзье из стекла и бетона, что ознаменовав собой заодно окончательный «победный» разрушительный итог уничтожения московских храмов, в частности всех существовавших церквей по Мясницкой. Не многие знают, что Никольский храм изначально был очень древним - еще новгородско-псковской школы и его утрата невосполнима. Как мне говорят, это все неизбежно и вполне прагматично-логично для архитектурных перспектив города. Не знаю, возможно. Остается наверное только порадоваться тому обстоятельству, что все же что-то таки осталось из архитектурного наследия былых веков истории столицы! Ведь каждый крупный утраченный памятник – это вырванная страница из летописи Москвы, и восстановление таких важнейших вех истории города – общая задача историков, архивистов, краеведов, искусствоведов, музейных работников. Информации об истории храма не много, но мы постараемся «выкопать» все что только возможно для раскрытия темы. Материал об этом храме станет заключительным обо всех четырех уничтоженных церквях Мясницкой улицы.
В средневековой Москве на востоке от Кремля, в Земляном городе располагалась слобода мясников, которая дала название улице, идущей к ней, – Мясницкая. В центре слободы и стоял ее приходский храм святителя Николая Чудотворца. Он был древний, но документально известен только с XVII века (с 1620 года). Храм принадлежал к типу бесстолпных посадских церквей, появившихся в Москве на рубеже XV–XVI веков.
Церковь Николая Чудотворца в Мясниках была первым московским памятником старше XVII века, снесенных в советскую эпоху. Храм одновременно был и первым культовым зданием, в защиту которого выступили широким фронтом многие известные ученые и общественные деятели, представлявшие ведущие учреждения и институты, занимавшиеся изучением и охраной памятников материальной культуры. Что интересно, есть достаточное количество документальных свидетельств этой борьбы за сохранение храма, благодаря чему мы и можем не только восстановить ход дела, но и зафиксировать для себя ряд исторических моментов и архитектурных особенностей церкви по большому счету отсутствующие в широком сетевом обороте.
Церковь Николы в Мясниках, если судить по архитектурным формам, относится к первой половине XVI века. Она была небольшой, сложенной из белого камня. Крещатый свод был одним из красивейших в Москве. Эту конструкцию свода разработали на Руси в своё время итальянские зодчие, приехавшие по приглашению московских великих князей.
В то время наряду с иноземцами к строительству Москвы были привлечены лучшие мастера из других частей государства - главным образом из Новгородско-Псковской области, славившейся своими достижениями в храмовом и жилом строительстве. Этими мастерами было возведено много московских построек (подавляющее большинстве которых кстати было утрачено уже к 1928 году).
Здание древней церкви имело восьмискатное покрытие и красивую главу с типично московским узором на барабане. Апсида была одна, полуциркульная в плане. Сообщается, что боковые части апсиды венчались двумя главами. В 1646 году была выдана благословенная грамота на придел апостола Матфея по челобитью купца Гостиной сотни Матвея Сверчкова. Внутри храм перекрывал сомкнутый с распалубками крещатый свод, который обладал большой выразительностью
Храм с приделом после перестройки был освящён 4 ноября 1690 года. Он перестраивался в конце XVII века, являлся центром квартала и стоял в глубине участка. В начале XVIII века, когда формировалась фасадная линия улицы, к ней выдвинули придел Сошествия Святого Духа (1711 год) и отдельно стоящую небольшую колокольню в три пролета (1737 год) у юго-западной стороны здания. По преданию, записанному в начале XX веке, этот придел строил некий думный дьяк, чтобы умилостивить Бога за грех непочтения к своему отцу.
В конце XVIII в. скромный по размерам придел перестроили в большую церковь Во имя Сошествия Святого Духа (1784 год) (архитектор точно неизвестен). После этого Никольский престол стал считаться придельным при храме Сошествия Святого Духа, но весь храм продолжали по традиции называть Николо-Мясницким. Новый храм был построен в стиле раннего классицизма, но от его архитектурного убранства остался только иконостас. Весь ансамбль в корне перестроили еще раз в 1881–1896 гг. архитекторы В.Н. Веригин и С.В. Шервуд. Не измененным остался только храм XVI века, но к нему пристроили трапезную, притвор и невысокую колокольню.
Фасады здания храма Сошествия Святого Духа выстроили почти заново, они получили новую обработку. На улицу стал выходить южный фасад с плоским пилястровым портиком. Завершение, по-видимому, осталось в старых формах: большой барабан со сферическим куполом и маленькая главка на нем.
На заглавном фото из альбома Н.А. Найдёнова за колокольней слева видна главка древней Никольской церкви, которая стала приделом нового здания храма
Красивым был и интерьер: просторный, полный света и радостный. Иконостас был сделан в форме классической ротонды еще в конце XVIII века, при перестройке его сохранили, заменив только створки Царских врат на более вычурные.
Переход в древний храм имел большие арки с цветными стеклами...
Новая четырехъярусная колокольня стала одной из самых высоких в этом районе. Декорация первого и второго ярусов частично осталась от 1737 года, а верхний ярус сильно переделали. Колокольня после перестройки конца XIX века составила с новым храмом стилистически единое целое.
Но фото ниже современный вид Мясницкой улицы со стороны Мясницких ворот (сейчас площадь Мясницкие ворота). Там где вы видите здание Росстата (Дом Центросоюза с отделкой фасадов коричневатым туфом) как раз и находилась Никольская церковь. То есть, сравнивая с заглавным фото Найденова вполне понятно, что она представляла собой архитектурную доминанту Мясницкой улицы за Мясницкими воротами в сторону Земляного вала и хорошо просматривалась.
Думаю, будет уместным для «иллюстративности» не соблюдать хронологию истории церкви. Особо отметим, что здание древнего храма имело новгородско-псковский тип с четырьмя фронтонами по сторонам. Это хорошо видно на фото ниже.
Из легенд
Из исторических хроник Никольской церкви непроизвольно выделяется довольно странная и жутковатая запись о том, что в первой четверти XIX века во двор храма забежала африканская гиена сбежавшая из зверинца при балагане на месте Политехнического музея и загрызла протоирея церкви насмерть...
Снос церкви и страсти вокруг
Начальник Главнауки Наркомпроса РСФСР Ф.Н. Петров обращаясь 3 апреля 1928 года в Секретариат Председателя ВЦИК и в Президиум Моссовета с письмом о недопустимости уничтожения церкви сообщает, что «в центре столицы это одно из красивейших сооружений Москвы - небольшое церковное здание начала XVI века. Это сооружение представляет собой замечательный исторический памятник в том отношении, что в нем сохранились в неизменном виде сложные архитектурные влияния, существовавшие в ранней поре Московского строительства».
Комплекс церкви Николая Чудотворца в Мясниках находился как раз за усадьбой Солдатёнкова (на втором плане). Усадьба на фото ниже (на первом)
«Особый интерес представляют устройство крыши по щипцам на 8 скатов и конструкция сомкнутого свода с большими распалубками, свидетельствующие о Новгородско-Псковских традициях, сложившиеся под несомненным воздействием северо-германских форм»
«Среди московских памятников данное сооружение должно быть признано как совершенно уникальное по воспроизведению в чистом виде новгородских приемов строительства несохранившихся ни в одном из памятников старинной архитектуры Москвы и и чрезвычайно ценным в показательном отношении для истории края»
«Обработка главы обладает типично-московскими чертами, другие декоративные детали навеяны постройками итальянских мастеров, работавших в Москве в конце XV и начале XVI веков. Особенностью этого сооружения, неповторяемою ни в одном из других сохранившихся образцов, является наличие стрельчатых сводов, может быть также навеяны немецкой архитектурой».
Ф.Н. Петров предлагает компромиссное решение: «Практические вопросы, связанные с сохранением здания церкви могут быть разрешены путем разбора всех прилегающих позднейших частей и колокольни, относящихся к XVIII–XIX вв., таким образом должно быть освобождено основное здание, занимающее около 100 кв.м. Застройка участка должна быть произведена в расчете на сохранение здания XVI века, что вполне возможно соответственной планировкой новой постройки с открытым двориком ок. 25–30 кв.м.; такая планировка мало отнимет от нового здания, так как удлинит линию его фасада по улице и увеличит его световую поверхность».
«Нельзя также не отметить, что на противоположной стороне Мясницкой ул. находится весьма обширное владение № 40 слабо застроенное ветхими зданиями и весьма неблагоустроенное, тогда как в части участка расположенного за церковью, имеются значительные зеленые насаждения, которые целесообразно было бы сохранить в целях гигиены и благоустрой-ства города». И действительно, даже сейчас по этому адресу сохранилась приличная территория с отдельными «подворотными» строениями старого Почтового двора, переехавшего на свое нынешнее место напротив бывшей церкви Флора и Лавра в Мясниках.
Главнаука тоже посчитала целесообразным и необходимым «сохранение древнейшего здания XVI в., допуская «возможность разборки колокольни начала XVIII в. и пристройки XVIII и XIX вв. к основному зданию, хотя и обладающих самостоятельной историко-архитектурной ценностью, но менее значительных, чем указанный памятник новгородской архитектуры. При этом возможна ликвидация отправления культа в этом здании, так его внутреннее декоративное убранство ценности не представляет»
Академик Н.П. Лихачев в письме академику С.Ф. Ольденбургу 1928 г. 21 марта отмечает что «эта церковь представляет конгломерат построек и пристроек, в центре которого находится основное здание, представляющее выдающийся памятник архитектуры, имеющий важность для истории Московского зодчества. Вопрос о том, из каких элементов слагалось это строительное искусство, является в науке очередным, немалого интереса и значения».
«Если вопрос об осторожной сломке позднейших пристроек может быть мотивирован именно научным значением выявления во всех деталях основного архитектурного ядра XVI столетия, то сломка исторического памятника складывающейся самобытной архитектуры была бы ни-чем не оправдываемым вандализмом. Никакие снимки и чертежи не заменят утраченных подлинников».
Последнее особо поддерживаю...
Никольская церковь невзирая на массовые выступления в прессе верующих, научной общественности на уровне власти была снесена в 1928 году. На её месте в 1929-1936 гг. архитектор Ле Корбюзье при участии советского архитектора Н.Я. Колли построил дом № 39 (здание Центросоюза).
Дом кстати считается одним из лучших произведений конструктивизма в Москве
В здании первоначально помещался Наркомлегпром, затем Министерство текстильной промышленности СССР, а с 1959 года - Центральное статистическое управление (ЦСУ) СССР.
Источники:
Архитектурные памятники Москвы. ред. И.Е. Бондаренко М. 1904-1906.
Вострышев М.И., Шокарев С.Ю. Москва православная. Все храмы и часовни. Алгоритм. 2012.
Зодчие Москвы. Иллюстрированный биографический словарь. Двухтомник. 1981, 1988 годы. Составитель Яралов Ю.С. Научный редактор Земцов С.М.
Козлов В.Ф. Документы по истории разрушения Московского храма Николая Чудотворца на Мясницкой ул. В 1928 г. В Центральных государственных архивохранилищах. Журнал Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2016.
Михайлов К., Погибшие святыни Москвы. На руинах Третьего Рима. Эксмо. 2007.
Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Москва в границах Садового кольца: Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье. М.: АО «Книга и бизнес», АО «Кром», 1994.
Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы. 1910-1935 годы. Том 9. 2012.
Сытин П.В. Из истории московских улиц. М.: Современник, 2000.
Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978.
Церковь Гребневской Божией Матери на Лубянской площади
Церковь Святого Евпла на Мясницкой
Церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот
© Vladimir d’Ar 2021